Электронная музыка обязана своему появлению на свет
обоим этим составляющим. Эксперименты со звуком, а вернее со звуковыми
колебаниями, были по своей сути более близки к науке, чем к музыке. Но
именно эта экспериментально-научная работа была началом.
Система координат начинается с нуля. Десятичный
отсчет начинается с единицы. Две точки зрения, которые противоречиво
спорят между собой - когда же начинается следующий век, 2000 или 2001?
Не будем выяснять истину. В любом случае - сейчас конец века. И в
данном случае я хочу поделиться с вами некоторыми рассуждениями на тему
современной электронной музыки, музыки конца нашего века, музыки
будущего. Сталкиваясь с людьми, которые в той
или иной степени связаны с современными электрическими машинами
(синтезаторами, музыкальными компьютерами и иже с ними:), музыкальным
шоу- бизнесом, производством/продюсированием современных
урбанистических ритмов, порой печально осознаешь, что люди, которые
профессионально занимаются различными формами электронной музыки, к
сожалению, не знают не только азов, но и даже современных монстров.
Огромный многоликий пласт электронной музыки и по сей день занимает
андеграундные позиции и рядом с поп/рок сценой выглядит неприметно,
застенчиво, и для большинства образ его расплывчатый и туманный. На
протяжении многих лет (кстати, еще задолго до появления и рок- и поп-
музыки) человечество волновали ЗВУК в его первозданном естестве и
МЕТОДЫ звукоизвлечения. Звукоизвлечение всегда преследовало две цели:
способ проявления собственного мироощущения и эксперимент. Электронная
музыка обязана своему появлению на свет обоим этим составляющим.
Эксперименты со звуком, а вернее со звуковыми колебаниями, были по
своей сути более близки к науке, чем к музыке. Но именно эта
экспериментально-научная работа была началом. Если посмотреть на
развитие технологического прогресса, то невольно понимаешь, что за
каких-то 30 лет планета Земля будто стала вращаться в несколько
десятков раз быстрее. Технические революции и общие достижения в
технологиях еще никогда не развивались такими стремительными темпами,
какими они стали в конце этого века. Мир электронной музыки, как
и музыки в целом, постоянно находится в движении. Трансформации его
видоизменений напрямую связаны с техническим прогрессом. Не
будем вдаваться в подробности и детальное описание исторических
событий, а просто давайте вспомним хронологию развития этих событий. И,
по всей видимости, историю электронной музыки можно воспринимать как
некую само собой разумеющуюся параллель развития соответственных
электромузыкальных инструментов, приборов и приспособлений. Исходя
из этого, можно смело утверждать, что электронной музыке в 2000 году
исполняется 130 лет! А прародителем сегодняшних электрических ритмов
можно назвать немецкого физика, математика Hermann Ludwig Ferdinand von
Helmholtz (1821-1894). В 1860 году он опубликовал работу "SENSATIONS OF
TONE: Psychological Basis for Theory of Music" - практические выводы и
анализ собственных изысканий в области электромагнитных вибраций
металла и стекла. Сконструированный им электрически управляемый прибор
получил название "Helmholtz Resonator". Продолжая тему развития и
становления электроакустических экспериментов человечества еще немного
истории, вернее, некоторые поступательные движения во времени и
упоминание о самых значительных изобретениях в области электричества и
звука. Итак, краткое перечисление наиболее
значимых изобретений человечества за последние 130 лет, которые в той
или иной мере способствовали и влияли на развитие электронной музыки на
нашей планете. 1870 - первые электронные
инструменты, использующие различную технику генерации звука
Telharmonium и Chorelcello (+William Duddell и Elisha Grey, США). 1876
- электромагнитный прибор с двумя октавами рояльной клавиатуры и
встроенным громкоговорителем "Musical Telegraph" американского ученого
Elisha Gray. 1897 - первый полноценный
полифонический электронный многооктавный инструмент
"Dynamophone/Telharmonium", огромная конструкция, использующая 145
модифицированных динамо-машин. В дальнейшем упрощенный вариант этих
разработок был использован в известном органе Hammond. (Thaddeus
Cahill, США). 1888/1908 -
электронный/электроакустический инструмент Choralcello Electric Organ,
практически модифицированный измененный вариант проекта Telharmonium
(Melvin Severy и его брат George B. Sinclair. США). 1899
- невероятные эксперименты с уличными газовыми фонарями, послужившие
созданию "Singing Arc", прибор, управляющий изменением напряжения
амплитудной и частотной характеристиками звука (William Du Bois
Duddell, Франция). 1913/1922/1931 -
Intonorumori, Rumorarmonio и Enharmonic Piano. Создания итальянского
художника футуриста и музыканта Luigi Russolo (совместно с Marinetti и
Piatti), чьи технические и музыкальные творения продолжают влиять на
многих композиторов и сегодня. Среди откровенных <плагиаторов>
его творчества можно назвать Пьера Шафера (Pierre Schaefer), Джона
Кейджа (John Cage) и Эдгара Варезе (Edgar Varese). 1915
- первый электромузыкальный инструмент на вакуумных лампах Audion
Piano, работающий по принципу гетеродин-частотной модуляции (Lee De
Forest, Франция). 1916 - первый
электронно-оптический инструмент Optophonic Piano, использующий технику
закрашенных стеклянных дисков, зеркал, линз и фильтров (художник
футурист, музыкант Дмитрий Баранов-Рощин, Украина/Россия/Франция) 1917/1932
Rhythmicon, Terpistone, ThereminCello, Theremin (еще имел название
Aetherophone). Фантастические изобретения русского ученого Льва
Сергеевича Термена, основанные на принципе гетеродин-частотной
модуляции. 1921/1930 - Electrophon,
Spheraphon, Partiturophon и Kaleidophon (немецкий музыкант,
специализирующийся на микротональнорй музыке Joerg Mager). 1926
- ламповый полифонический электромузыкальный инструмент Pianorad
(модифицированный Staccatone), который используется и сегодня(!) (Clyde
Finch, Лаборатория Radio News, США). 1930 - первая электронная ритм-машина, созданная с применением разработок Льва Термена Rhythmicon или Polyrhythmophone. 1930
- монофонический ламповый электронный инструмент с удлиненной
клавиатурой, мог <говорить> подобие слов <мама> и
<папа>. (Николай Ананьев, Россия). 1931/1936
- Radio Organ of a Trillion Tones, использовал технику вращения
фото-электрических дисков и лучей света. В дальнейшем этот принцип
получил название Polytone (A.Lesti и F. Sammis, США). 1932 - прибор, использовавший метод оптического синтеза Variophone, (Евгений Шолпо, Россия) 1932 - ламповый инструмент Emiriton, созданный на основе Терменвокса (А.Иванов и А. Римский-Корсаков, Россия). 1935 - легендарный орган Hammond. Уменьшенная и модифицированная конструкция аппарата Telharmonium (Laurens Hammond, США). 1939/1940
- первые приборы анализа и репроекции (ресинтеза) звука Speech
Synthesisers, The Vocoder и Voder (физик Homer Dudley, Bell
Laboratories США). Далее были Миланская Студия
Электронной Музыки Лючано Берио (Luciano Berio), Московская Студия
Электронной Музыки Евгения Мурзина, его именитый АНС; Роберт Муг
(Robert Moog) и могучие Synclavier и Fairlight и так далее. В
конце 60-ых электромузыкальные инструменты, пожалуй, впервые становятся
достоянием масс, другими словами, разработки из мира академической и
экспериментальной музыки из авангардных выставочных залов и
научно-исследовательских лабораторий звука малыми порциями начали
просачиваться на сцену массовой музыкальной культуры. Среди первенцев,
кто впервые использовал нетривиальные композиционные и технологические
подходы электроакустических экспериментов в своем творчестве были
многочисленные представители психоделических направлений и (внимание!)
даже Beatles (White Album), Elton John (Elton John 1970). Сложно
сказать почему именно <немузыкальная музыкальность> нашла
применение в это время а не раньше; почему именно во времена <детей
цветов> а не в эпоху джазового рассвета 50-ых: Об этом мы можем лишь
гадать или же просто поговорить на эти темы с еще живыми звездами тех
лет. Если посмотреть на эту ситуацию с другой
стороны, то можно сделать вывод, что психоделические музыкальные формы
как раз и подразумевали уход от стандартных традиций и музыка многих
проектов тоже была экспериментальной. Армия <электрического
авангарда> стала расти на всей планете. Музыканты, начавшие
применять элементы экспериментализма, работали в различных областях
современной музыки. Это были рок коллективы и коммерческие
вокально-инструментальные ансамбли, неудачники-одиночки и настоящие
монстры как Филип Гласс (Philip Glass), Терри Райли (Terry Riley),
Герберт Эмерт (Herbert Eimert). Тем не менее, как и академическая
электроника, так и новоявленные революционеры в более коммерческих
слоях музыкальной культуры не были и не стали широко известными и
популярными. Положение немного изменилось после
появления на свет нескольких проектов стопроцентно электронных
коллективов и отдельных исполнителей, которые посредством более
доступных музыкальных форм как бы приблизили электронику к массовому
слушателю. Хотя, в отличие от программной (популярной и легко
усваиваемой музыки) спонтанные, абстрактные, глубокомысленные,
философствующие и импровизационные формы музыкального искусства никогда
не были, и, пожалуй, не станут модными и очень популярными. Некая
элитарность и ярлык <не для всех> был у этой музыки и ее
многочисленных проявлений почти всегда. Я сам
хорошо помню свое первое знакомство с этой <музыкой не для всех>.
Далекий 1976 или 75 год (уже точно не помню). Первый альбом <не
такой> музыки у меня был Timewind Клауса Шульце. Конечно же, я и
понятия не имел что из себя представляет синтезатор и как на нем можно
играть. Это казалось абсолютно ирреальным и фантастическим. С другой
стороны, то, что я слышал настолько отличалось от всего остального,
что я даже не могу привести никаких сравнений. Волны
минимализма, спонтанной, авангардной, электроакустической и
экспериментальной музыки не смогли вырасти до размеров цунами, не
смогли сделать вторую культурную революцию и изменить вкусы потребителя
почти в противоположную сторону. В популяризации современной
электронной музыки большую роль сыграла Германия, непосредственно
появление так называемой Берлинской Электронной Школы, или как ее
называют в последнее время Традиционной Секвенсорной Музыки. Нужно
заметить, что 70-ые были плацдармом психоделических настроений в
общемузыкальной культуре в целом. И появившиеся электронные проекты
тоже не стали исключением. Иллюзорные, футуристические миры в равной
степени проповедовали, как и арт-роковые коллективы, так и электронные
исполнители. И песни, и безвокальные произведения воспринимались как
повествование, как рассказ, как настроенческие картины полные
содержания, мысли и фантазии, которые рисовали нам иные миры, иные
реальности и представления. Глобальный планетарный мистицизм и
философствования на темы личности и общества звучали в рок-операх и
объемных электронных полотнах. Это было время, когда мир и люди были
сложными, мыслящими фантазерами и безнадежными романтиками: Электронная
музыка постепенно перестала быть диковинкой и все больше и больше
внедрялась в существующие привычные музыкальные формы. Ответвления и
образующиеся производные от электроники стали воплощаться в более
доступные для восприятия ритмы и гармонии: появлялись электро-поп
проекты (Kraftwerk, Telex, Alphaville, Rockets:) и музыканты, которые
стали эксплуатировать электронное оборудование в более простых и мягких
формах (в большинстве случаев) - New Age и Space Music. При
всем кажущемся расцвете электронной (да и просто <умной>) музыки,
казалось, что все только начинается, что эти первые ростки должны
неизбежно развиваться и вырасти в могучее дерево. Увы. Чуда не
произошло. В середине 70-ых музыкальная сцена резко отклоняется в
сторону легкого красивого <диско>, что, по всей видимости,
повлияло и на многие серьезные жанры. Возможно, происходили и еще
какие-то малообъяснимые вещи, которые в скором времени вызвали эффект
некоего упрощения и ослабления занимаемых позиций многих интересных
<странствующих рыцарей расширенного сознания>. Слушая и сравнивая
работы многочисленных рок-коллективов, проектов и отдельных
исполнителей-электронщиков, невольно приходишь к выводу, что 77/78 годы
стали краеугольным камнем в музыкальной истории 20 века. Даже
популярные и суперизвестные составы как Queen, Ten CC, UFO, Manfred
Man's Earth Band, Golden Earring, Rush, во общем многие, преодолев этот
рубеж, пошли, как говорят, немного в другую сторону. Мнения
британских и американских музыковедов поддерживают точку зрения о
глобальном изменении законов и требований шоу- бизнеса в этот период,
чем и объясняется это фактурно-интеллектуальное смещение
песенно-музицирующих представителей во всех областях <умных
жанров>. За редким исключением, с этого момента, пожалуй, и
начинается заметное облегчение смыслового и музыкального наполнения
произведений. Тотальный спад глубинного давления в электронике
начинается с опозданием всего лишь на пару лет. Не
нужно быть сверхзнатоком, чтобы не увидеть медленно уверенно
развивающийся спад <настоящих миражей> того же Клауса Шульце или
Tangerine Dream в начале 80-ых. То ли музыканты (включая и
электронщиков) стали больше задумываться о финансовых прибылях, то ли в
музыкальной среде возникло массовое желание бороться за каждого нового
слушателя, которое воплощалось путем приближения музыки к этому самому
слушателю:я не знаю точно, что же происходило на самом деле с этим
многослойным музыкальным пирогом в то время. Но одно лишь можно
утверждать однозначно - мир менялся. Я не зря
привожу пример именно на этих берлинских космических курьерах.
Поскольку именно эти фигуры играли роль первой скрипки в электрической
вселенной. Не будем детально ворошить все составляющие этих перемен.
Давайте посмотрим на вещи немного проще. У ранних работ этих
электрических динозавров в настоящее время есть миллионы поклонников и
тысячи подражателей и продолжателей. Тот же Клаус Шульце по сей день
получает одни и те же вопросы - будут ли еще <миражи> и
<хрустальные озера>, почему сегодня новый альбом маэстро не имеет
абсолютно ничего общего с теми фантастическими коллажами и узорами, с
теми ирреальными мирами, которые ОН рисовал в нашем воображении, с теми
магически пульсирующими секвенсорными волнами, благодаря которым,
собственно, он и стал <Шульцем>?.. Почему сегодня лично меня
никак не волнует и не интересует ни последний, ни предпоследний альбом
Tangerine Dream? Куда исчезла космическая суровая лирика аморфных
самовыражений, экспериментальный дух той музыки, которую сегодня
называют электронной классикой? Ведь <классики> живы!.. Vangelis утратил необузданный дух эксперименталиста, приближаясь к симфо-классическим структурам. Klaus
Schulze никак иначе поддался полному влиянию современных дискотечных
колотушек и готов выпускать новые диски хоть каждый месяц. Tangerine Dream превратился в полусемейный ансамбль электронных инструментов и выпускает качественный электронный поп. Что дальше? Долгое
время я считал, что это Я чего-то не понимаю, что это Я в чем-то не
прав в своих суждениях. Но многочисленные контакты и рассуждения на эти
темы с коллегами из различных стран мира практически показали единство
мнений по этому вопросу. Со временем изменилась
роль искусства в нашей жизни. А может быть изменилось само искусство?
Рок музыканты больше не являются в роли неких проповедников, а
электронщики перестали быть космическими посланниками космоса?
Очевидно, да. Техника тоже внесла свою <лепту> в этот <культурный переворот>. Отдельную позицию в этом занимают компьютеры. Тысячи
музыкантов сегодня могут воспроизвести <фирменное> звучание
любого из знаменитых органистов или барабанщиков -стоит лишь набрать
нужный код. Поп-музыка перевернута вверх дном. Вполне вероятно, что на
понравившейся вам пластинке звучит отнюдь не фортепиано, хотя вам
кажется, что это фортепиано, а восторженные восклицания следует
адресовать не барабанщику, а программисту. Он же скорее всего сделал и
восхитившее вас гитарное соло: компьютерный оператор с начальным
музыкальным образованием, имея соответствующую аппаратуру, вполне
способен сделать хитовую пластинку - и многие делают. Приготовьтесь к
шоку (если вы этого не знали): значительная часть мелодий из нынешних
хит-парадов создана программистами. Способность синтезаторов копировать
звучание инструментов и даже человеческого голоса сделала их
необходимым атрибутом почти всех звукозаписывающих студий. Ведь любой
звук - это всего лишь крупица информации, а <заряженный>
информацией компьютер может сделать что угодно. <Влияние
технологии ощутили почти все,- говорит президент Американской федерации
музыкантов.- Например, музыка к одному из недавних голливудских фильмов
была целиком сочинена и исполнена компьютером. Все же будем надеяться,
что это лишь причуда, которая не получит широкого распространения>. Сотни,
тысячи, а может уже и миллионы доморощенных компьютерных
композиторов-<мозаичников> насытили всемирную сеть интернета
своими зачастую низкопробнейшими домашними поделками, начиная
классической заканчивая урбанистической электроникой. Примитивные и
супермощные музыкальные компьютерные программы позволяют сегодня любому
мало-мальски владеющему соответствующими навыками почувствовать себя
творцом. Как я уже неоднократно писал (и не
только я), электронная музыка в сочетании с компьютерными возможностями
уже сегодня превращается в завуалированного потенциально опасного героя
нашего времени. <Мозаичная> музыка, собранная в недрах могучей
машины на жестком диске при помощи специальных музыкальных программ
вполне может быть конкурентоспособной на сегодняшнем рынке. И это уже
не фантастика, а реалии. В конце века
кардинально изменились не только вкусы, но как и в искусстве в целом,
трансформировалась изначальная идеология творчества. На смену
содержанию приходит форма. Сегодня вы редко услышите чтобы люди
обсуждали какие-то прочитанные книги. Духовный мир человека конца 20
века как-то сузился, сжался а в отдельных случаях вообще перестал
существовать. Слыша, видя и читая всевозможную рекламу обновленной
России, создается впечатление, что сегодняшнему homo sapiens нужно
только веселиться, все время что-то покупать, отдыхать, выигрывать:
Неужели человек больше ни о чем не думает? Перестал мыслить и
развиваться? "Искажение временной реальности
может стать способом придания ей ещё большей ритмической
выразительности и экспрессии" - слова Андрея Тарковского из его работы
"Высекание времени" (1986) являются одним из ключей к пониманию
коктейля органической электроники и интеллектуальной мощи мятежа
"неразумных" машин в звучании многих работ конца нашего века.
Эмоционально мутирующий музыкальный мир на пороге третьего тысячелетия
достиг немыслимых форм и размеров. Развитие высоких технологий в чем-то
помогает субстанции под названием <музыка>, но не будет неправдой
сказать, что эти технологии очень сильно повлияли и нас самих, и на
музыку в том числе: Но искренне хочется
верить, что несмотря на все это, человек все таки останется безупречным
мечтателем и фантазером, превосходящим все мыслимые представления и
все классифицированные пределы в музыке, существуя вне времени, вне
пространства в роли творца, озаренного музыкой будущего.
|