New Age
Музыкальное
явление, получившее общее название New Age, чрезвычайно многогранно и
обширно в своих границах. В настоящее время существует определенная
путаница в том, к какому стилю отнести тех или иных исполнителей,
поскольку многие имена занесены в самые разные категории одновременно.
Но в этом нет ничего странного, главное - разобраться в сути музыки
стиля New Age. Существует множество определений этого явления. Одно из
них, объединяющее, пожалуй все это разнообразие, сводится к простому
термину - Contemporary Instrumental ( Современная инструментальная
музыка ). Название New Age ( Новый Век ), как более короткое и броское,
было, по всей видимости, выдвинуто не столько музыкантами, сколько
теми, кто способствовал записи и распространению этой музыки в период
начала ее коммерческого успеха. Несмотря на то, что сам термин стал
известен широкой аудитории лишь в 80-е годы, идея такой музыки
зародилась намного раньше. Я не побоюсь высказать предположение, что то
специфическое ощущение медитативности, утонченности и некоторой
отстраненности от реальной жизни, которое объединяет всех
представителей данного течения, возникло еще в конце 19-го - начале
20-го века. Нечто новое появилось тогда в творчестве Габриэля Форе,
Эрика Сати, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Тогда же в академической
музыке наметилось заметное влияние восточных культур. Это можно видеть
в произведениях таких русских композиторов как А. Бородин, С.
Рахманинов, Н. Римский-Корсаков.
Импрессионистская тенденция с
восточным оттенком получила совершенно другое воплощение через
несколько десятков лет, когда в обществе назрела необходимость в
медитативной музыке, когда тяга молодежи к древним духовным знаниям
Востока стала почти модой, когда появились новые технические средства,
электронные инструменты и секвенсоры, в корне изменившие сам способ ее
исполнения. Истоки музыки New Age можно найти в самых разных областях.
Это изысканные виды импровизационного модального джаза, возникшие
независимо от развития хард-бопа, это тихая и неагрессивная рок-музыка
направления Art-Rock, акустическая камерная академическая музыка с
минималистским уклоном и, конечно, электронная техно-музыка. Этническая
музыка разных народов и эпох сознательно не упоминается в их числе,
хотя она и сыграла огромную роль в формировании всей эстетики стиля New
Age. Мы выделим ее позднее в отдельное направление, получившее название
WORLD MUSIC.
Зачатки музыки New Age как массовой культуры
возникли во времена хиппи, в середине 60-х годов. Первой ласточкой
считают запись американского джазового кларнетиста Тони Скотта ( Tony
Scott ), который в 1964 году выпустил диск "Music for Zen Meditation" c
использованием японских народных инструментов и совершенно нового
подхода к джазу. Тогда он показался всем белой вороной и не был оценен
по достоинству. Во второй половине 60-х в молодежной среде стало
заметным стремление к уходу от всего агрессивного, активного,
реально-практического. Это был своеобразный вызов нового поколения,
брошенный образу жизни своих родителей, их прагматизму и бездуховности.
Характерно, что многие юноши и девушки из благополучных и даже очень
богатых семей покидали свои дома, объединяясь в свои "семьи", живя как
"дети-цветы". Вторая половина 60-х и первая половина 70-х были временем
небывалого увлечения молодежи различными видами религии и духовными
учениями. Прежде всего, возрос интерес к христианству, что принесло
огромную популярность рок-операм "Jesus Christ Superstar" и "Godspell".
Интерес к индийскому древнему знанию - Веданте - начал зарождаться еще
в самом начале 60-х, когда известный Учитель йоги - Махариши - приехал
в Англию, где с ним познакомились участники группы "Beatles". Затем
последовала их поездка в Индию, в один из ашрамов. В результате один из
членов "Beatles" - Джордж Харрисон серьезно увлекся не только игрой на
ситаре, но и индийской философией, что оказало заметное влияние и на
многих поклонников группы. Далее последовал приезд в Европу и США
выдающегося индийского музыканта Рави Шанкара со своим ансамблем, его
сотрудничество со многими известными исполнителями, такими как Иегуди
Менухин, Зубин Мета, Андре Превин. Это способствовало расширению
массового интереса молодежи к древней индийской да и вообще к восточной
культуре, к Веданте, к учению йогов, буддизму и дзэн-буддизму, суфизму,
даосизму. Поселившийся в США индийский йог и Учитель Шри Чинмой оказал
влияние на творчество выдающегося гитариста Джона Маклафлина, посвятив
его в индуизм и присвоив ему второе имя - Махавишну. Ансамбли
"Mahavishnu Orchestra" и "Shakti" ( состоявший из Маклафлина и индусов
- исполнителей на древних народных инструментах ) оказали тогда
ошеломляющее воздействие на молодое поколение слушателей. Тогда же
возник и ансамбль "Oregon", в котором изысканная музыка, напоминающая
европейское Средневековье, была окрашена в индийские тона, поскольку
один из участников - Колин Уолкотт (Colin Walkott) играл там на
самостоятельно освоенных табла и ситаре.
New Age - в большинстве
случаев музыка не импровизационная, а скорее выверенная заранее,
поскольку она призвана создавать некие состояния души, позволяющие
погружаться в собственное подсознание. Лишь немногие импровизаторы
способны играть, не нарушая законов медитативности. Тем не менее,
нельзя не отметить вклада в развитие музыки такого рода со стороны
целого ряда истинных импровизаторов и джазовых новаторов. В этой связи
вспоминаются некоторые записи Билла Эванса ( Bill Evans ), Пола Хорна (
Paul Horn ) или Пола Уинтера ( Paul Winter ).
Как известно,
движение хиппи сошло на-нет с появлением новых поколений молодежи,
новых идеалов, новых условий жизни во второй половине 70-х.
рок-культура сменилась беззаботной и примитивной музыкой Disco,
агрессивной музыкой панков и хэви-металистов, экзотическим Reggae,
хип-хопом и Новой Волной ( New Wave). Но спокойная и благородная
музыка, возникшая до этого, не исчезла. Она продолжала независимо
развиваться в субкультуре и вышла на поверхность в 80-е годы как особый
вид молодежной культуры, правда уже элитарной, под названием New Age.
Элитарность ее состояла в том, что ее основными и типичными
потребителями на какое-то время стали представители новой социальной
прослойки, возникшей в Соединенных Штатах Америки, и получившей
название "яппи" ( созвучной с "хиппи", но совершенно иной по своей
идеологии). В расшифровке это слово означает "молодые городские
профессионалы", YUPpy (Young Urban Professionals). К ним относились
наиболее талантливые и удачливые выпускники ведущих университетов,
специалисты по застройке новых районов городов, адвокаты, юристы,
предприниматели. Какое-то время они действительно считались элитой и
были законодателями моды в среде интеллектуальной и преуспевающей
американской молодежи. Их музыкальные пристрастия, продиктованные
размеренным и крайне рациональным образом жизни, исключали все
примитивное, агрессивное, но и чересчур сложное. Поэтому и получила
поддержку соответствующая музыка, которая не раздражала бы довольно
широкий круг молодых бизнесменов, не желавших слушать традиционный
Джаз, рок или фанк, или опускаться до дискотечного времяпрепровождения.
Но, уже к концу 80-х в студенческой среде возникло отрицательное
отношение к ЯППИ, как к людям холодным и чересчур расчетливым. Да и
сами яппи первой волны, повзрослев, превратились в карьеристов, в
сильных мира сего, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так
что, к началу 90-х коммерческий интерес к музыке New Age начал спадать.
Но она, перестав быть модной, тем не менее, продолжает существовать и
развиваться, имея постоянный круг своих слушателей. Как это ни
парадоксально, но некая часть этой спокойной и благородной музыки нашла
свое прикладное применение в ряде сфер практической жизни. Ее
проигрывают в аэропортах, в лифтах громадных офисных зданий, используют
в медицине, везде, где необходимо создание душевного равновесия. New
Age нельзя считать музыкой упрощенной, хотя часто встречаются образцы,
где нет сложных гармоний или изощренных импровизаций. Ее сложность в
глубине переживаний, доступной отнюдь не каждому. Нередко прослушивание
такой музыки помогает человеку освободиться от стрессов каждодневной
жизни большого города, очиститься, расслабиться и сберечь свою психику
от срыва.
|