Корни
Punk Rockа прослеживаются с первой половины шестидесятых, когда
американские гаражные группы попытались дать отпор "британскому
вторжению" - это была динамичная агрессивная музыка, но играли ее
любители, и таким образом "ответный удар" остался незамеченным. Тем
более, что по мнению специалистов, элементы панка на американскую землю
занесли представители "британского вторжения", в частности, The Kinks,
чья композиция "You Really Got Me" (1964 год) считается первым
произведением в стиле Punk Rockа. Тем не менее, уже в те годы Америка
отреагировала на новое музыкальное направление двумя сборниками
"Nuggets" и "Wild Thing". Расцвет Punk Rockа пришелся на середину
семидесятых - "рассерженная" английская молодежь решила, что
сложившийся институт рока обуржуазился и застыл в заданных рамках, и
практически на пустом месте возник панк. Это была сырая резкая и
быстрая музыка с хаотичными изменениями ритмических структур и
гармоний. Играли Punk Rock любители, не обладавшие даже минимальной
музыкальной подготовкой и практикой; панк- музыкант обязан был делать
шокирующие заявления, носить короткую стрижку и одеваться исключительно
в черную кожу - этот имидж не претерпел существенных изменений и "имеет
хождение" сегодня. Как социальный феномен, Punk Rock может считаться
естественной реакцией низших и средних слоев населения на сложности
жизни в постиндустриальную эпоху, а основные компоненты этой реакции -
нигилизм, пассивный протест и агрессивность. В США первыми проводниками
панк- идеологии были The stooges, MC5 и New York Dolls. Непосредственно
перед взрывом Punk Rockа в Англии некоторые американские группы
работали в манере, которую можно определить как "культивированный панк"
- это Ramones, Talking Heads, Television и Пэтти Смит, по сути, все они
в качестве модели творчества использовали гаражный рок шестидесятых.
Музыка и позиция этих групп и исполнителей оказала большое влияние на
английский Punk Rock и нашла отражение в таких антихитах как "Anarchy
In The U. K." (Sex Pistols), "White Riot" (The Clash) и "Boredom" (The
Buzzcocks). Прошло совсем немного времени, и Punk Rock стал таким же
солидным институтом как и ненавидимый им ортодоксальный рок. Некоторые
музыкальные и идеологические принципы панка прижились в "новой волне",
а в США Punk Rock просто стал очередной модой, причем собственно музыка
была далеко не определяющим компонентом этой моды. Очень скоро стали
проявляться слабые стороны искусственно созданного направления - в
частности, мастерство исполнения и форма выражения музыкальной мысли
подменялись одними лишь эмоциями, в большинстве случаев не самыми
приемлемыми. Панк-группы так и не сумели развиться музыкально, хотя их
интеллектуальные послания, как правило, отличались глубиной и часто в
лаконичной форме представляли своего рода "политинформацию" текущего
момента. "Бег по кругу" привел к распаду Sex Pistols после окончания
первого и последнего американского турне, The Clash со временем
превратились в группу этническо- политического фьюжн-рока, The
Buzzcocks ушли в панк-лирику, но в конце концов тоже распались. Однако
несмотря на крах лидеров панка, направление это уже окончательно
оформилось, минимальные требования к музыке и ее исполнению продолжают
привлекать жаждущих быстрой и нетрудной славы. Очень многие приемы Punk
Rockа прижились в тяжелой музыке, фактически на инструментальной базе
возникли хард-кор, трэш и грандж. В настоящее время "чистого" Punk
Rockа почти не осталось, а те направления, в которые проник панк,
исповедуют музыку значительно более быструю, громкую и политически
ориентированную, чем прототип.