Для
неискушенного слушателя вся музыка Rap и Hip-Hop может показаться
одинаковой. Но существует целый ряд уровней даже в самой простой Rap
композиции. В своей основе Hip-Hop - это постмодернистский музыкальный
жанр, который сметает знакомые звуки и тексты, показывая в совершенно
новом свете непредсказуемые композиции. Ранние Rap записи, традиционно
называемые "old school" ("старая школа"), были выполнены с помощью
записи DJs Scratching, зацикленных барабанов плюс начитывание Rap
поверх получившегося ритма. По мере развития этого жанра, первая
Hardcore Rap команда Run-D.M.C включила в его исполнение Hard-Rock
гитары и сумасшедший бит, а техника scratch была заменена сэмплами.
Команда Public Enemy, использовавшая плотную комбинацию сэмплов, бита и
белого шума, довела технику сэмплирования до максимума. Эта команда
способствовала появлению социального и политического сознания к
Hip-Hop. Хотя это исчезло в 90-е годы, когда направление Gangsta Rap -
изначально созданное командой NWA, которая использовала звук Public
Enemy в качестве шаблона - стало основной доминирующей формой. Стиль
Gangsta Rap, который первоначально находился в прямой оппозиции таким
поп-ориентированным Rapперам, как MC Hammer, к 90-м годам стал более
мягким и стильным, что в конечном итоге привело к большому скачку его
популярности. Свидетельством этому служит звездный взлет музыканта
pop-Gangsta Puff Daddy.
Версия: 1
Rap
- это форма танцевальной музыки, для которой характерны рваный ритм,
простые гармонии и короткие музыкальные фразы, "закольцованные" в
непрерывный рефрен. Вокал, как таковой, отсутствует, его заменяет
речитатив, накладываемый на предварительно записанные инструментальные
трэки. В середине 80-х Rap довольно успешно "скрещивали" с рэггей и
фанком, появились симбиозы Rapа с трэш- и панк-роком, каждый из которых
вскоре развился в стилистически самостоятельное направление. В
инструментарии классических Rap-композиций обязательно использовался
проигрыватель виниловых пластинок, выполнявший роль вспомогательного
инструмента ритм-секции. В текстовом отношении произведения Rapа - или
хип-хопа, это более позднее название - должны были свидетельствовать о
стремлении черной молодежи к новым идеалам свободы, хотя часто это
выражается в чрезмерном использовании неформальной лексики, или проще -
нецензурщины. Впервые Rap появился в черных диско-клубах Нью-Йорка в
середине 70-х годов, специализировались на этой музыке главным образом
диск-жокеи, отбиравшие репертуар для танцев, и обслуживающий персонал
концертных залов и площадок, имевший доступ к аудиоаппаратуре; в силу
специфических особенностей стиля, в тот период для исполнения Rapа не
требовались даже минимальные музыкальные навыки. Первых Rapперов
называли "спиннерами" - от английского to spin - вращать, - потому что
их работа сводилась к манипуляциям с диском проигрывателя, на котором
была установлена пластинка. Большинство ведущих спиннеров США - Кул
Херк, Африка Бамбаатаа и Пит "ди-джей" Джонс - были выходцами из
Бронкса. К 1977 году, благодаря усилиям таких профессионалов. как
Грандмастер Флэш, Диджей Холливуд и Дэйв Ди, Rap достиг улиц, где
вскоре трансформировался в брейк-данс. А поскольку черная молодежь
увлекалась музыкой Джеймса Брауна, Sly And The Family Stone, Chic и
Parliament, началось постепенное слияние Rapа со стилями, в которых
работали эти исполнители, и таким образом Rap развивался параллельно
диско. Музыканты экспериментировали с процессом микширования, в
процессе записи использовался дабл- и триппл-трэкинг, позволявшие
"встраивать" музыкальные фразы в любое место фонограммы, а с помощью
совершенно невообразимых манипуляций с проигрывателем и звукоснимателем
добивались принципиально новых звуков. Интересное развитие получила и
бас-гитара в Rap-композициях - часто этот инструмент берет на себя
функции солирующего, что привело к качественному росту технического
мастерства бас-гитаристов; в настоящее время многие приемы из арсенала
Rap-басистов широко используются в самых разных стилях, от джаза до
гранджа. Постепенно Rap пересек расовую границу и проник в музыку белых
исполнителей, параллельно смешиваясь в самых разных комбинациях с
самыми разными стилями. Такие черные группы и исполнители, как Public
Enemy, Run DMC, Айс-Ти и Айс-Кьюб значительно раздвинули стилистические
рамки Rapа, и элементы его сейчас присутствуют практически в любом
жанре рока, от техно и хауза до хард-рока и соул. В 90-е годы
наметилась тенденция к еще более экстремальной лирике Rap-композиций -
такая форма получила название gansta Rap, или "криминальный Rap".
Несмотря на малочисленность исполнителей, занятых в данном направлении,
власти США, например, склонны к обобщениям, и хотели бы возложить
ответственность за рост преступности на рок-музыку как таковую и в
частности Rap. Справедливости ради, нельзя не отметить, что начатую в
начале 80-х годов в США кампанию по цензурированию текстов рок-песен,
спровоцировали именно непристойности композиций Rapа.