2Step Garage
Версия: 1
Этот
стиль был создан на базе убыстренных элементов сладкозвучного Garage
Techno плюс резкие вокальные партии, постоянные повторы и скретч в
сочетании с судорожными ритмами Drum'n'Bass. 2Step Garage ворвался на
клубные сцены Лондона в 1996 г., мгновенно завоевав статус хорошего
способа расслабиться в выходные, вытесняя направление
Jungle/Drum'n'Bass, как танцевальный стиль конца 90-х. В разные этапы
своего развития этот стиль был известен как Speed Garage, underground
Garage и 2Step Garage. Стиль попал под влияние американских музыкантов,
таких как Todd Edwards, Armand Van Helden и Romanthony. Стиль
развивался с помощью таких команд, как Tuff Jam, Dream Team и RIP, -
они записывали значительные клубные хиты, некоторые их которых затем
перешли поп-чарты. К 1998 стиль, который ранее был известен как Speed
Garage, трансформировался в новое событие на музыкально сцене. Теперь
он отличался склонностью к сладкоголосым попсовым звукам R&B и
активно использовал Breakbeats. Среди множества отличных музыкантов
(новички MJ Cole, Zed Bias, Wookie и Sunship, а также зарекомендовавшие
себя фигуры, такие как Tuff Jam, Dream Team и Artful Dodger) и крупных
звукозаписывающие компании (Locked On, Nice 'N' Ripe, Quench, Grand
Theft Audio, Naughty), - стиль оказался удивительно устойчивы к новым
веяниям в профессиональном Dance. Даже в то время, такие хиты как
"Destiny" (Dem 2) и "Movin' Too Fast" (Artful Dodger) занимали верхние
строки в хит-парадах, а сборники продавались большими тиражами, десятки
пиратских радиостанций продолжали развивать резкую и тяжелую концепцию
стиля.
Версия: 2
Саймон
Рейнолдс - исследователь танцевальной культуры, автор книги Generation
Ecstasy. В своих работах он продвигает мысль о хардкоре как идеологии,
о континууме хардкора с раннего Chicago House до спид-гаража и
биг-бита. По мнению Рейнолдса, новый стиль 2Step Garage является шестой
(последней?) ступенью в этой преемственности гедонистских идей
Если
вы живете в Лондоне, то, наверняка сканировали FM-диапазон и попадали
на пиратскую радиостанцию, которая транслирует нечто необычное. Вроде
бы хаус-музыка, но ритм отличается - слишком дерганый и прифанкованный,
и кроме того, здесь поверх музыки тараторит МС, в джангловой манере.
Может, это всё-таки джангл, а может и нет: слишком медленно, слишком
сексуально. Иногда это смахивает на американский R&B - но звучит
по-наркомански: как если бы Timbaland закинулся Е. Так что же это за
стиль-без-названия?
Это последнее в череде мутаций, порожденных
мультирасовой рэйв-сценой Лондона, следующая эволюционная ступнь после
спид-гаража (который ответвился от джангла). У нового стиля есть
название, но слишком сухое и техническое: 2Step Garage, термин,
объединивший все виды нервных, нерегулярных ритмов, которые никак не
соответствуют традиционному гаражному пульсу в 4/4. Пора бы кому-нибудь
создать более привлекательный термин - такой, который бы передавал всю
поцелуйную сочность 2Step Garageа. Потому что весь сок, выжатый из
джангла пост-текстеповой школой технологичного драм-н-бэйса, впитался в
сочную форму 2Step Garageа.
«На самом деле, джангл произошел от
хаус-музыки. В нём есть влияние реггей, но это всё-таки хаус», -
настаивал MC Navigator с пиратской джангл-станции Kool FM в 1994 году.
Три года спустя джангл вернулся к истокам, когда его rude bwoy дух и
ритмическая техничность объединились с гаражом (самой душевной и
песенной формы хауса), что породило новую лондонскую сцену. Отношения
джангла с гаражом строились следующим образом. В противовес амбиентным
чилаут-комнатам техно-клубов, второй танцпол в джангл-клубах обычно
отдан гаражу. Пиратские радиостанции часто отдавали гаражным программам
самый расслабленный эфир выходных (субботнее утро, воскресный полдень).
Именно на этих пиратских программах ди-джеи начали ускорять пластинки
американского гаража (музыканты вроде Masters At Work, Kerri Chandler,
Todd Edwards) до 130 ударов в минуту, придавая им дополнительную
энергию, дабы угодить джангл-аудитории Лондона. Ди-джеи особенно ценили
Dub-версии американских трэков, объясняет Spoony из команды Dreem Teem,
потому что «там почти отсутствовал вокал, и можно было играть dubs
быстрее без того, чтобы это резало слух». Эти безвокальные трэки также
давали возможность МС делать свое дело.
Вскоре ди-джеи стали
записывать отечественные гаражные трэки, которые звучали как в
пиратских программах - быстрее, чем US-звук, с джунглистским саб-басом
и рагга-вокалом, примоченным timestretch. Британский underground Garage
также радикально усилил тот аспект нью-йоркского звучания, который
привлекал уши, натренированные джанглом: замысловатый рисунок
перкуссии, сложные барабаны и, прежде всего, скачущие, частые,
синкопированные snares, оживленные суетливые тарелки, которые делают
гараж гораздо более фанковым, чем обычный хаус.
2Step Garage
трансформирует гараж в своего рода замедленный джангл - вялое
неистовство микро-брейкбитов, колебаний и гипер-синкоп; моменты, когда
ритм вроде бы замер и затаил дыхание. В простейшем случае это
достигается удалением каждой второй и четвертой басовой бочки из ритма
4/4, что создает качающее, дрожаще-фанковое ощущение. Более смелые
2Step Garage продюсеры программируют неровные рисунки басовой бочки,
которые синкопируют с бас-линией, сродни стилю Timbaland, который
набивает двойные или тройные/четверные/пятерные kick-бочки. 2Step
Garage фактически лишил спид-гараж «скорости», или по крайней мере
ощущения скорости, потому что удаление двух из каждых четырех басовых
бочек сразу вычитает эту непрерывно пульсирующую энергию.Этот эффект
напоминает то, как дабовая бас-линия использовалась в джангле для
движения в полскорости под лихорадочные брейки.
Действительно,
некоторые 2Step Garageовые вещи смахивают на ска или Rocksteady. дабы
компенсировать дефицит энергии, 2Step Garageовые продюсеры делают
акцент на фанке, заставляя каждый элемент в треке работать одновременно
- ритм, мелодию и фактуру (texture). Духовые, клавиши, вокал - всё
сцеплено воедино с перкуссионным рисунком, который обработан с помощью
эффектов так, что ритмическая дорожка сама по себе звучит очень
эффектно: с хрустом и хлюпаньем. Эти осязательные тембры соединены с
дергаными триолями и синкопами, что создает причудливый эффект
наложения ритмов. «Ритмическая дорожка больше не является лишь
подложкой для песни, - утверждает дуэт Dem 2, чей неофанковый хит
"Destiny", был визитной карточкой британского 2Step Garageа. - Ритмы,
различные инструменты и вокал являются равно значимыми элементами трека
- любой из них может оказаться цепляющим и засесть в голову». Хотя Dem
2 корректно замечают, что такую ритм-мелодичность можно услышать также
и в других областях современной танцевальной музыки, бесспорно то, что
британский гараж усвоил это знание в основном от драм-н-бэйса.
Многие
из ведущих 2Step Garageовых продюсеров обкатывали свое мастерство,
программируя джангл. Но сейчас трудно представить какого-нибудь
текстепового продюсера, делающего 2Step Garage. В этом есть
определенная ирония, потому что 2Step Garage во многих смыслах есть
подтверждение джангл-влияния, в противовес стремительному успеху
спид-гаража первой волны, который оказался слишком привлекательным для
поклонников мэйнстрим-хауса.
2Step Garage - это полусознательная
попытка еще раз заявить гараж как «лондонскую вещь» (It's a London
Thing), а не какое-то там недолговечное английское поветрие. Похожесть
с джанглом наблюдается и в ди-джейской манере. «В традиционным гараже и
хаусе основная бочка и инструментальная аранжировка более
продолжительны и монотонны, - говорит "Bat" Bhattacharyya, эксперт из
интернет-форума ukdance. - Нью-йоркский гараж построен так, чтобы
ди-джей делал долгие и плавные миксы. Но 2Step Garage, как и хардкор с
джанглом, гораздо больше располагает к киданию кроссфэйдером -
разновидность хип-хоп техники, которую невозможно использовать в
пульсирующем бите хауса, потому что это будет звучать смешно».
джангл-корни
2Step Garageа заметны также в его неустойчивой сейсмологии. Послушайте
пиратов вроде Freek FM, Mission или Smooth, и вы услышите клокочущие
басовые мелодии, резкие басовые детонации и грохот, которые не имеют
никакого отношения к хаусу, известному до сих пор. Если джангл
действительно произошел из хауса, как заявлял Navigator, настоящая
преемственность между двумя стилями не ритмическая или структурная: это
использование вокала (почти всегда отсутствует в техно). По грубому
подсчету, почти 2/3 хардкор/джангл хитов периода 1991-94 гг.
использовали сэмплированный вокал див в качестве основной фишки.
Продюсеры вырезали их из старых хаус и R&B пластинок, или из CD с
подборками акапелл, предназначенных специально для сэмплирования.
Продюсеры при этом использовали технику, известную по
хардкор-джангловой истории: ускорение (accelerating), pitchshifting,
timestretching, looping, filtering, и так далее.
Когда в 1996
году начал доминировать текстеп, из драм-н-бэйса стали исчезать
вокальные сэмплы. Но хаус-хардкор-джангловая преемственность в
поклонении голосистым дивам на этом не закончилась, она лишь
ответвилась в спид-гараж. Это видно на примере карьеры Steve Gurley.
Будучи участником Foul Play, он сэмплировал дива-вокалы из SOS Band и
Kleer для таких треков, как "Finest Illusion" и "Open Your Mind". Начав
работать соло под именем Rough Unit, он создал шикарную драм-н-бэйс
версию соул-хита 1985 года "Say I'm Your Number One". Сегодня Gurley -
ведущий 2Step Garage продюсер, записывающий вокальные треки и ремиксы.
Традиционный нью-йоркский гараж тяготеет к шикарному вокалу, звучащему
поверх грува. В противовес ему 2Step Garage продюсеры подчиняют
вокалиста фу(а)нкциональным задачам, нарезая вокальные сэмплы в
стаккато, перкуссионные риффы, которые сцепляются с грувом, что создает
дополнительные синкопы. «Вокальная наука» - термин, придуманный для
этой вивисекции дивы, эффективно трансформирует вокалиста в компонент
ритмического набора.
Вокальная наука 2Step Garageа перекликается
с анти-натуралистической студийной техникой американского R&B, чьи
продюсеры давно практиковали цифровую обработку вокала для того, чтобы
он звучал еще более сладко и приторно. Сейчас американские R&B хиты
постоянно переделываются в 2Step Garageовые ремиксы. Наряду с
официальными ремиксами пошел поток бутлегов на хиты R&B. В
хэви-ротации пиратских станций в 1999 году был неофициальный 2Step
Garage ремикс Brandy & Monica "The Boy Is Mine", в котором была
воскрешена хардкоровская традиция ускоренного вокала. Загляните в
гаражный магазин типа Rhythm Division в Восточном Лондоне, и вы скорее
всего услышите, как кто-нибудь скажет о пластинке: «девчонкам это
нравится» - к примеру, о либимце пиратов и хите #1 в британском чарте
"Sweet Like Chocolate" дуэта Shanks & Bigfoot. В большинстве
танцевальных тусовок такой комментарий был бы антирекламой. По
неписанным законам техно и драм-н-бэйса, явная мелодия, неприкрытые
эмоции и чересчур человеческие чувства считаются проявлением
попсовости. Однако для британской гаражной сцены фраза «девчонкам
нравится» - суперрекомендация. Здесь наблюдается поразительное уважение
к женским вкусам. Пиратские ди-джеи посвящают треки «тусовке девушек».
И большинство ди-джеев/продюсеров согласятся с мнением Ramsey &
Fen: «Когда девушки начинают хором подпевать хитам типа нашего "Love
Bug", парней просто колбасит! Если дамам нравится, им всем тоже
нравится».
Излишне говорить, что, как и в случае с любым модным
стилем, существует масса левого 2Step Garageа. Также необходимо
отметить, что 2Step Garage не имеет монополии на творчество в
британской гаражной сцене. Ramsey & Fen и их инженер M.J. Cole
записывают отличные трэки как в 2Step Garageе, так и в 4/4. В данный
момент, однако, перевес на стороне 2Step Garageа. Его жизнестойкий
баланс (индивидуальность и желания толпы, оцифрованный звук и живая
музыкальность, футуризм и традиция, трэки и песни) и смесь
противоположных настроений (свет-мрак, женский-мужской, высокие
частоты-бас) напоминают о славных временах хардкора и джангла.
Британский гараж разрешил (или скорее подружил) большинство главных
противоречий, которые составляли рэйв-культуру последней декады:
музыкальный-технологичный, органический-синтетический, песня-трэк,
поп-андреграунд, брейкбит-4/4.
Особенно в 2Step Garageе песни
становятся трэковыми, а трэки становятся песенными; мелодия
перкуссионна, а перкуссия мелодична; вокал постоянно вызывает у вас
вопрос, человек это или машина, душа или техника. Ответ: и то, и
другое, и одновременно ни то, ни другое. Если 2Step Garageу удастся
объединить все свои противоположные импульсы и корни, удерживая их в
продуктивном единоборстве, которое не закончится расколом на фракции
(как было с джанглом), тогда будущее выглядит весьма светлым.
|