Когда
британская молодежь впервые встретилась с термином "Acid House", он был
неправильно истолкован. В Чикаго приставка "Acid House" пошла от
слэнгового выражения "Acid House burn" (что означает содрать у
кого-нибудь идею, а в музыкальном плане - просто сэмплировать ее).
Однако в Британии решили, что Acid House намекает на известное вещество
LSD 25, а также некоторые другие синтетические наркотики. И таким
образом, сами того не разумея, они ввели музыку в стиле Acid House в
экстатическую рэйвовую революцию начала девяностых. Второе чикагское
поколение экспериментировало с более психоделическим звуком несколько
ускоренного синтезатора Roland TB303. Этот инструмент является
культовым, именно ему Acid House обязан своим необыкновенно теплым,
"фанковым" звучанием. Acid House - это поп-музыка будущего, быстрая,
по-настоящему резкая и радостная. Отличается от других хаусов более
высоким темпом и отсутствием вокала. Вероятно "Acid House гимном"
являются кислотные треки от Phuture. В самом конце восьмидесятых этот
стиль уходит в глубокий андеграунд, чтобы создать новые стили - дип
Acid House, усыпляющий сознание транс и габбу - очень-очень быструю
производную хардкора (за 200 ударов в минуту).
Версия: 2
Это
направление, которое сделало популярным американскую House-музыку во
всем мире, впервые появилось в середине 80-х в работах продюсеров из
Чикаго - таких как DJ Pierre, Adonis, Farley Jackmaster Funk, Phuture
(по синглу последнего, "Acid House Trax" и было дано название стилю).
Сочетая элементы House-музыки, уже очень популярной в Чикаго и
Нью-Йорке, с характерным глубоким звучанием басовых партий на
синтезаторе Roland TB-303, Acid House поначалу был лишь локальным
феноменом Чикаго, пока горы синглов не пересекли Атлантику и не попали
в руки молодых британцев. После этого, в 1986-87 они стали звучать на
небольших лондонских тусовках, проводившихся где-нибудь на заброшенных
складах, и затем вышли на широкую молодежную аудиторию во время
скандально знаменитого Лета любви 1988 года, когда тысячи завсегдатаев
клубов отправились в укромные уголки страны на крупные тусовки,
впоследствии получившие название "raves". Очень быстро Acid House попал
и в британские поп-чарты с хитами групп M/A/R/R/S, S'Express, и
Technotronic, еще до наступления 90-х, после чего популярность Acid
House в Англии уступила место Rave. В США же новые продюсеры, такие как
Cajmere, Armand Van Helden, Felix da Housecat и в новом десятилетии
сохраняли этот стиль актуальным.
Версия: 3
Соединение
танцевальной музыки (или попсы) с идеологией хиппи в середине 80-х
годов получило название Acid House. Распространение стиль получил
главным образом в Великобритании, где группы House-рока (такие как
Housemartins и Style Council) пытались внести в свои композиции элемент
некоей артистической "неорганизованности" и художественного беспорядка
- по подходу это напоминало усилия групп из американского андеграунда
60-х годов. (По аналогии, существуют такие поджанры, как "эйсид-джаз",
"Acid House-фанк" и "Acid House-соул", однако все они настолько узкие и
малопредставительные, что как правило в отдельные стили не выделяются).
Версия: 4
«Gotta have House music all night long...
With that House music can’t be wrong...»
В
87-м году House перестал быть субкультурой – избавившись от ассоциаций
с родным Чикаго, он превратился в универсальный язык танцполов. Критики
вовсю говорили о новой форме поп-культуры, прогнозируя ее быструю
мутацию. Продюсеры первооткрыватели почивали на лаврах, любуясь
успехами порожденного ими колосса. Штампуя привычную продукцию, которая
внезапно стала пользоваться бешеной популярностью, они могли обеспечить
себе безбедное существование в настоящем. Место в истории было уже
обеспечено.
Но, к счастью, далеко не все из них были озабочены
коммерческой стороной вопроса. Проводящие дни и ночи в студиях люди с
горящими глазами не были готовы к остановкам. Результатом их поиска и
экспериментов стал саунд без цвета и вкуса, но с ярко выраженной
химической структурой.
Второй этап House-трансформаций
возглавили Phuture (DJ Pierre, Spanky, Herbert J) со своим Acid House
Tracks. Справедливости ради стоит заметить, что создан этот эпохальный
трек был еще в 1985 году и только спустя три года попал в руки Рона
Харди (Ron Hardy), сделавшего его эталоном стиля. Стиля, появившегося
практически случайно – музыкантам, пытавшимся разобраться в том, как
работает драм-машина, так понравился звучание пресета, что они решили
сделать из него трек.
«Можете мне не верить, но в первый же раз
Рон сыграл его четыре раза за ночь! – говорит DJ Pierre. – Сначала люди
спрашивали: “что это за дерьмо такое?”, но затем они по-настоящему
полюбили его». Завсегдатаи Music Box’a, где играл культовый Харди,
стали называть новый саунд привычным словом Acid House. Привычным
оттого, что масштабы потребления ЛСД в Чикаго были просто
фантастическими. Клубы перестали быть местом, предназначенным
исключительно для танцев, немалая роль отводилась экспериментам в
области изменения сознания. Обеспокоенный таким поворотом событий
Frankie Knuckles даже заметил, что «сегодняшний саунд гораздо более
психоделичный. Кислота однозначно доминирует, но это не значит, что
House-сцена более других подвержена ее влиянию».
Результатом
процессов, протекающих как в клубах, так и головах их посетителей,
стала интерференция прозрачного в прошлом стиля на несколько разной
природы волн. Словно вышедшая из под контроля химическая реакция, House
порождал всевозможные комбинации своих элементов: от подчеркнуто
вокального deep до психоделического Acid House. И если первый переживал
не лучшие времена, то последний положил начало настоящей цепной реакции.
Вслед
за релизом от Phuture последовала нашумевшая пластинка от Sleazy D
(Adonis&Marshall Jefferson) под названием I’ve Lost Control,
ставшая первым изданным на виниле Acid House-треком. Истерический смех,
сбивчивое бормотание: I’ve Lost Control… I’ve Lost Control… и
перманентное хлюпанье TВ-303 – так звучал гимн эпохи расцвета
лизергинового клаббинга. Знаковыми стали треки от DJ Pierre – Phantasy
Girl, Armando – 151 и Land Of Confusion, Bam Bam – Where’s Your Child и
Adonis – The Poke.
Успешно преодолев американскую границу, Acid
House отправился покорять планету. Первой точкой, в которой он довел
клубные массы до кипения, стала Великобритания. Жители Туманного
Альбиона мгновенно подхватили заморскую эпидемию от гастролировавших
Knuckles, Jefferson, Fingers Inc. и Adonis и вскоре обзавелись
собственными разносчиками клубной мании нового формата.
Еще со
времен трека Carino от T-Coy и Mike Pickering, в 96-м покорившем
танцполы своим funky bassline, британская House-сцена была весьма
неоднозначным явлением. В отличие от Америки, где новое течение долгое
время не принималось обществом из-за аналогий с черными и
гей-культурой, Британия получила готовый танцевальный продукт. Уже в
1987 году трек от Steve ’Silk’ Hurley – Jack Your Body возглавляет UK
Top 40 pop chart. Следующей командой, вознесшей House на вершины
популярности, стали M/A/R/R/S . Начинавшие свою историю с фанка, парни
быстро поняли, откуда дует ветер, и ударили в по танцполам своим
одиозным Pump Up The Volume.
Также немалую роль в популяризации
стиля сыграла Ибица – уже в середине 80-х DJ Alfredo крушил Amnesia
адской смесью из Rock, pop, Disco и House. А благодаря Paul Oakenfold и
Danny Rampling к концу 87-го Ибица уже весьма заметно влияла на
формирование мировых тенденций. Естественно, приоритет в данном случае
отводился коммерческой House-музыке.
И тут случилось нечто, в
корне изменившее представление обывателей о новой культуре: ростки Acid
House, завезенные из Штатов, уверенно взошли и благодаря таким
продюсерам, как Bang The Party, Jullan Jonah, Baby Ford, A Guy Called
Gerald и Richie Rich.
За какой-то год аcid-House стал
масштабнейшим молодежным культом со времен панк-рока. Именно благодаря
ему британское клубное движение окончательно не захлебнулось в мутном
потоке коммерческих поделок и благополучно пережило второе рождение.
Эпицентрами
Acid House-революции становятся лондонские клубы Rip, Love, Future,
Confusion и Trip. Именно там продолжаются трансформации стиля: теперь
основу House составляют ярко выраженный кислотный футуризм, психоделия
и uplifto темп. Диджеи-резиденты называют это импортированное из Чикаго
звучание не иначе, как Trance. Несмотря на то, что его появление
традиционно связывают с рок-психоделией 60-х, корни Trance скорее можно
найти в английском и чикагском Acid House, а также у Kraftwerk образца
Trans Europe Express и Numbers. Общими как для 60-х, так и для 80-х
годов остаются только причины творческого поиска – грандиозные масштабы
потребления наркотиков.
Именно благодаря этому новый стиль
гораздо быстрее адаптировался в Европе, чем Америке, где употребление
ЛСД носило локальный характер. Знаковым стал клич Aciiieeeeed, ставший
популярным благодаря треку We Call It Acid House от D-Mob. Его можно
было услышать на каждом углу, там же можно было купить кислоту. Многие
стали связывать рост потребления наркотиков с развитием клубного
бизнеса, но дело обстояло иначе: появление обширного рынка сбыта
стимулировало производителей наркотиков.
Свидетельством этого
стало лихорадочное производство ecstasy – в отличие от ЛСД, изначально
созданного отнюдь не для развлечений, этот препарат был ориентирован
исключительно на посетителей клубов. Начиная с 87 года годовые продажи
Е в Англии исчислялись сотнями тысяч таблеток.
Это во многом и
послужило причиной явления, превзошедшего своим размахом все предыдущие
достижения человечества в области интертейнмента. Явления, получившего
название Second Summer of Love из-за аналогий с хиппи-движением 1967
года и ставшего новым витком развития Acid House. Британия 88-го
становится местом концентрации электронного саунда и массового безумия,
имя которому Rave.
Примеры
исполнителей:
Biosphere
Global Communication
Orbital
Irresistible Force
The KLF
Pete Namlook
The Orb
Spacetime Continuum
System 7
Future Sound of London
Tranquility Bass
Ultramarine