В
начале 80-х в одном из английских клубов ди-джей Giles Peterson после
ставших традиционными экспериментов с Acid House и Hip Hop заиграл то,
что сам потом определил как Acid Jazz. Первоначальный стиль Hip Hop был
кардинально изменен, а то, что получилось в итоге, представляло из себя
весьма необычную смесь соула, фанка и сугубо джазовых мелодических
линий. Именно с этого времени Acid Jazz стал продаваем и
конкурентоспособен, привлекая к себе все большее и большее внимание
звукозаписывающих компаний.
Acid Jazz - это наложение и
пересечение нескольких жанров, возможно даже по несколько раз в одной
песне. Acid Jazz также зачастую основывается на заимствовании ранее
разработанных идей - от фрагментарного использования уже известных
мелодий (при этом их количество в одной такой песне-компиляции
доводится до экстремума) до целых реминисценций на темы John Coltrane и
Miles Davis на основе фанка и Hip Hop. Вполне возможно, что в данный
момент именно деятелям Acid Jazz каким-то подсознательным образом
удается реализовать то, что Miles Davis попытался вполне сознательно
предпринять еще с "Bitches' Brew", говоря, что джазовые музыканты могут
и должны, играя для публики, использовать элементы рок музыки, создавая
тем самым большую привлекательность самого джаза для слушателя. В
данном случае, как мы можем убедиться, важна не идеология, a результат.
Версия: 2
О
происхождением термина Acid Jazz ходят легенды. Самая достоверная из
них гласит, что британские диджеи Джиллс Петерсон и Крис Бэнгс с
радиостанции Kiss FM, случайно назвали так демо-кассету с их
собственной музыкой. Занимаясь развитием ранних форм Acid House музыки,
они не забыли про свое пристрастие к фанку и джазу. Эксперименируя, они
добавляли их к своей привычной музыке. То что у них получалось тогда в
конце 80-х, необычайно модно даже сейчас, в конце 90-х. И носит
определение Jazzy House. А тогда родилось только определение Acid Jazz,
которое Джиллс и Крис несколько раз употребили эфире. И с их легкой
руки Acid Jazz`ом стали называть особую музыку, соединившую в себе
элементы традиционного джаза, американского фанка середины 70-х,
хип-хопа и соула. с электронными танцевальными ритмами. Acid Jazz
такой какой он есть сейчас, появился на свет в андеграундных лондонских
данс-клубах в конце 80-х. Тогда выступления ди-джеев нередко просто
дополнялись игрой "живых" музыкантов. С тех пор музыка с электронными
ритмами и живыми инструментами ушла далеко вперед. Существуют лейблы
занимающиеся исключительно такой музыкой, например Ninja Tune. Так же
надо заметить что электронная часть этой музыки очень разнообразна, в
ней используются всевозможные элементы из других стилей электронной
музыки, буквально от техно до трип-хопа. В основе живой части Acid Jazz
музыки находится тот же принцип, что и в основе настоящей Джаз музыки,
а именно - импровизация. Распознать этот стиль можно по близкой к
джазовому стилю перкуссионной части и используемым (иногда
засемплированым) инструментам из группы духовых и смычковых.
Версия: 3
Acid
Jazz? Иногда удивительно как много разных значений вкладывается в это
расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды Acid Jazz
прозвучало как случайно брошенная ремарка, стало частью международной
музыкальной терминологии. Сейчас происхождение термина Acid Jazz
обросло мифологией, но в действительности вполне возможно отследить
место и время его возникновения. Не вдаваясь в подробности, можно
утверждать, что по одной из версий впервые это выражение - Acid Jazz -
ввел британский ДЖ (ныне продюсер) Крис Бэнгс.
Занимаясь музыкой
Эсид хаус на самых ранних стадиях ее зарождения Крис и его партнерЖиль
Петерсон имели пристрастие к ретро фанки-джазовым сэмплам или иначе
говоря ретро фанки-джазовому исходнику для экспериментирования с Эсид
хаус. Однажды непосредственно во время микса, варьируя скоростью
вертушки чтобы добиться эсидхаузного эффекта "Моющей машины" Крис Бэнгс
объявил примерно следующее: "Все фигня, парни, это Acid Jazz!" Это и
было началом. В дальнейшем уже партнер Бэнгса Жилль Петерсон развивал z
понятие Acid Jazz и изобретение. Полностью менялся весь музыкальный
ландшафт, эсид хаус казался авангардным и способным изменить всю
музыкальную субкультуру. Жилль Петерсон пытался сделать так, чтобы Джаз
становился частью этого процесса. Петерсон сконцентрировался на игре
"ретро" музыки, на ее микшировании с новейшими танцевальными стилями.
По одной из версий, можно считать, что Acid Jazz по-настоящему
утвердился на вечеринках Дингволлс в Лондоне, где в течение четырех с
половиной лет на компактном танцполе проходили эксперименты с
многовариантным смешением джаза, соул, латин, с хип-хопом и хаусом. Эти
эксперименты стали получать все большую известность и распространились
в собственных, самых разнообразных версиях Германии, Швейцарии, Италии
и дальше. Соответственно, понятие Acid Jazz стало получать все больше
толкований среди многих людей. Но в любом случае главный принцип в
общих чертах оставался прежним: Acid Jazz - это танцевальный Джаз в
смеси с новейшими музыкальными стилями и технологиями.
Надо отметить значительный вклад в становление Acid Jazz лэйбла "Импульс!",
который
под влиянием продюсера Боба Тьела записал огромный спектр авангардной
джазовой музыки от Колтрэйна, Арчи Шеппа и Фаро Сандерса до
коммерческих западноамериканских Габора Сабо и Тома Скотта. Причем
экспериментирование с этой музыкой вызвало к жизни такой стиль как
соул-джазз.
Уже в шестидесятых джазз вступал как бы в диалог с
развивающейся популярной музыкой, что влекло за собой некоторые
изменения в ритмической основе самого джаза. То, что и как получалось
при смешении джаза с ритм-н-блюзом, лэтин, соул, нравилось и
традиционной джазовой аудитории, но еще более было пригодно для ДЖ и их
аудитории.
Существует и другая точка зрения на развитие Acid
Jazz, правда она более затрагивает джэззи хип-хоп, но одновременно
влияет на представление о возникновении и развитии Acid Jazz в целом.
Подчеркну и это очень важно: эта точка зрения отражает мнение
американских музыкальных критиков. В 1986 Стетсасоник , Бруклинская
рэп-группа с участием продюсера Принса Пола создала с применением
сэмплинга трэк "Токин Олл Дэт Джэзз. Что Стэтсасоник не поняли в первый
момент, это то, что они положили начало целому стилю. Но в прессе сразу
появились статьи, дескать, началась новая эра джаза, это революция в
звуке, которая позволяет джазу стать наконец музыкой молодежи. Вплоть
до 1989 такое смешение рэпового хип-хопа и джаза оставалось все еще
новым и свежим: звучание духовых инструментов было как бы из старых
времен, но актуальность придавали голоса МС. Примером того может быть
Гэнгстарр. Значительно вклад создание джэззи хип-хопа внес в конце
80-х продюсер Премьер, отличавшийся колоссальным пристрастием к
джазовому фанку. Премьер выпустил сейчас уже забытый альбом трех
артистов Дональда Берда, Роя Айерса, Лонни Листона Смита, который стал
выражением стиля хард-боп.
Хотя кто-то мог бы и отдать здесь
первенство патриарху джаза Майлсу Дэвису, известному экспериментатору
со свободным смешением джазовых, роковых и популярных стилей (первые
подобные опыты Майлса Дэвиса произошли еще более 20 лет назад, когда
именно ему удалось создать стиль джазз-рок). Незадолго до его смерти
Майлс Дэвис обосновался в студии специально ради того, чтобы
поучаствовать в новой волне джазз-фьюжн, в результате появился стиль
джазз-боп (Ду-боп-сонг). Однако в действительности этот трэк в таком
виде получил известность уже после смерти Майлса Дэвиса в 1991,
благодаря его обработке МС ИзиМоБи.
Во второй половине 70-х в
Лондоне новая джазовая сцена сформировалась благодаря британским
группам, которые возрождали соул и эта новая волна получила название
rare groove. Эта новая волна сохраняла Джаз фанк образца конца 60-х и
оберегала и саму эту музыку и аудиторию от влияния американских диско и
рок-н-ролла. Американские музыкальные критики признают, что именно с
легкой руки или легкого языка британских ДЖ уже в 80-х появилось
выражение Acid Jazz. Также признается, что это выражение мало о чем
говорит, кроме как об истоках этой музыки в американском соул и фанке с
джаззовыми элементами. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что
понятие Acid Jazz определяет более откуда эта музыка произошла, нежели
что она такое.
Но тем временем в Штатах да и в Канаде Хипхоп приобретал все более джазовый звук.
В
частности, канадские Dream's Warrioirs в 1990 вышли на новый уровень
такого смешения, создав очень известный трэк My Definition Of
Boombastic Jazz Style с применением древних, архивных джазовых записей.
После
Dream's Warrioirs и Gangstarr, другая группа A Tribe Called Quest стала
в Новом Свете одним из самых известных хипхоповых проектов с
ипользованием джазового звука. Именно благодаря трэку Jazz (We've Got)
джазовые критики изменили к лучшему свои представления о так называемых
b-boys. А после того, как Грэг Осби выпустил свой Street Jazz стали
говорить, что в Джаз пришла новая уличная энергия и Джаз получил новую
аудиторию - молодежную.
Как и в Лондоне, на рубеже 80-90 по всей
Америке стали возникать группы, играющие Freestyle HipHop, что было
особенно удобно, так как молодежная аудитория в массе своей не знала
Джаз. Например, Solsonic из Лос-Анджелеса умудрились смешать по-своему
Джаз, фанки, рэгги, лэтин.
По мере роста джазового хипхопа как
жанра, на него стали обращать внимание представили и альтернативной и
даже поп, особенно R&B сцены. К джазовому хипхопу обратилась,
например, Ненна Черри (кстати дочь великого джазмена Дона Черри).
Другим гибридом стала группа Get Set V.O.P. В их трэке У А А вокальный
скэт совмещен с звуком в стиле Боп старой школы. Вашингтонское Peace
Bureau разместило рэп в стиле скэт поверх звуков джазового органа
Hammond и джазового саксофона.
Таким образом, по мнению
музыкальных критиков, в первую очередь американских, начало 90-х
принесло уличную энергетику в Джаз и дало ему новый импульс, новую
аудиторию, новый стиль Acid Jazz. Эта музыка исполняется поколением
музыкантов, выросшим на джазе, фанке и хип-хопе, и использует элементы
всех трех направлений. Такие черты Acid Jazz, как насыщенность
перкуссионными, а также преимущественно живое исполнение ставит этот
стиль ближе к джазу и афро-кубинской музыке, чем к другим танцевальным
направлениям. C другой стороны, подчеркнутый Грув сближает Acid Jazz с
фанком и хип-хопом. Сам термин впервые появился в 1988, причем
одновременно как название американского звукозаписывающего лейбла и
английской серии сборников, на которых была перевыпущена Jazz и Funk
музыка 70-х годов и которую до этого британцы называли rare groove. В
конце 80-х - начале 90-х появилось много исполнителей Acid Jazz,
которые представляли собой как "живые" команды - Stereo Mc's, James
Taylor Quartet, the Brand New Heavies, Groove Collective, Galliano,
Jamiroquai, так и студийные проекты - Palm Skin Productions, Mondo
Grosso, Outside, и United Future Organization.
Наиболее известные исполнители: Money Mark, DJ Krush, 9 Lazy 9, Funki Porcini