ElectronicЭто
широкое понятие, в которое можно включить множество музыкальных стилей.
В конце концов, электронные аранжировки уже стали обычным делом, и
большая часть танцевальной музыки с конца 80-х по сей день является
главным образом или даже исключительно электронной. Однако, в данном
контексте, этот термин обозначает в первую очередь электронную музыку в
период ее становления, когда музыканты только начинали исследовать
уникальные возможности звука, генерируемого электронным образом, а
также и более позднюю музыку, корнями уходящую в те ранние
эксперименты. В частности, новые способы использования технологии для
создания неслыханных ранее звуковых тканей и звукосочетаний сильно
привлекли внимание композиторов-авангардистов. Французский композитор
Edgard Varеse был пионером в этой области, еще в 20-е годы создав
собственные электронные инструменты, а позже в 50-е годы он
экспериментировал с пленочными лупами. Работа Edgard Varеse имела
большое влияние на американского авангардиста John Cage и на немецкого
композитора Karlheinz Stockhausen. Оба последних широко раздвинули
границы композиционных структур, в которых могли применяться
электронные инструменты. Однако в массовое сознание электронная музыка
вошла только с наступлением 70-х, когда получили распространение
секвенсеры и синтезаторы. Альбом Wendy Carlos "Switched-On Bach" 1968,
где он исполнил произведения Баха на муг-синтезаторе вызвал большой
общественный резонанс, а учение Stockhausen стало вдохновлять
музыкантов-экспериментаторов в Германии. Группы стиля kraut-рок, такие
как Can и Neu! начали использовать синтезаторы и пленочные манипуляторы
в своем неистовом экспериментализме. Двумя самыми значительными
электронными коллективами, вышедшими из этой среды, были Kraftwerk и
Tangerine Dream. Kraftwerk явились пионерами концепции о поп-музыке,
полностью исполняемой на синтезаторах. Их механический, роботообразный
стиль оказал огромное влияние на всю электронную поп-музыку,
производившуюся впоследствии. Tangerine Dream, в свою очередь, своим
творчеством способствовали появлению стиля Space music. Другими
значительными фигурами были Klaus Schulze, создавший еще более
медитативный вариант Space-музыки, чем Tangerine Dream, и Brian Eno,
чья изобретательная продюсерская работа и эксперименты с электроникой в
контексте поп-музыки впоследствие уступили место созданию стиля Ambient
(см.), где активно использовались синтезаторы. Ambient и Space-музыка
способствовали появлению стиля New Age, который унаследовал от них
спокойный, медитативный характер звучания, прибавив к нему больше
мелодизма. От New Age ответвилась прогрессивная электронная музыка с ее
пышными аранжировками, также нарушающими старый принцип минимализма в
электронной музыке. Synth-pop, Techno, и "художественная" Electronica -
все эти стили тоже многим обязаны основополагающим экспериментам ранних
создателей электронной музыки.
|