Gothic Rock
Версия: 1
"Gothic
Rock" (gothic) - обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый
комплекс художественных направлений, составляющих - вместе, разумеется,
со своими носителями - так называемую "готическую субкультуру".
Название происходит от термина, означающего художественный стиль,
главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Впервые термин
gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для
характеристики произведений King Crimson и Van Der Graaf Generator).
Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних
этапах становления "Gothic Rockи") в большей степени повлияла не музыка
средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо
сильнее), а, скорее, "готический" ("черный") роман эпохи романтизма со
всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара.
Характерным следствием этого интереса стало воссоздание
жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение
к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных
сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе. В
своем развитии "Gothic Rock" прошла несколько этапов - от прото-Gothic
Rockи рубежа 70-80-х к Gothic Rockу середины - второй половины 80-х, и,
далее, к многообразию "готических" направлений 90-, диапазон которых
простирается от тяжелых металлических разновидностей до чистой акустики.
Первые
ростки "Gothic Rockи" появились на рубеже 70-80-х, когда среди
многообразия субтечений британской "новой волны" (конкретнее,
пост-панка) обозначилось одно наиболее декадентское, апеллировавшее к
самым глубинам человеческого подсознания. Сам термин "Gothic Rock"
тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) -
употреблялись понятия типа dark punk, dark wave и cold wave (сейчас,
как уже говорилось, применяется термин "прото-Gothic Rock").
Представителями этого направления были как переквалифицировавшиеся
панки типа Siouxsie & the Banshees, так и музыканты следующего
поколения - Bauhaus, Tones on Tail, Joy Division, the Lords of the New
Church, Sex Gang Children, Specimen, Southern Death Cult и др. Корни
"Gothic Rockи" обнаруживаются также в некоторых альбомах The Cure
("Faith", "Pornography"). Сhristain Death были одни из первых, кто
попытался соединить "Gothic Rockу" с металлом. Гимном нарождавшегося
движения стала композиция "Bela Lugosi's Dead" (первый сингл группы
Bauhaus), посвященная культовому венгерскому актеру Бэле Лугози,
сыгравшему роль Дракулы. Прото-готы выделялись среди остальных
"волновиков" своим мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный
грим, металлические украшения), и, главное, мироощущением. В их
творчестве это выражалось, в том числе, в приверженности к холодным
синтезаторным и "преобразованным" гитарным тембрам, безжизненным
механистичным ритмам, в "закодированности" песенных текстов, в общем
упадническом духе их музыки. Стилевые особенности dark punk
складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и "нового
романтизма". Как самостоятельное стилевое направление, породившее
особую субкультуру, Gothic Rock сформировался на временном перекрестии
"новой волны" и "альтернативы", ближе к середине 80-х. Культовыми
фигурами Gothic Rockа, наряду с высокочтимыми (до сих пор)
прото-готами, стали Sisters of Mercy, The Mission, Fields of the
Nephilim, экс-лидер Bauhaus Питер Мёрфи и др. Их композиции несли
настроение мрачного пафоса, сосредоточенной скорби, депрессии,
отрешенности, тексты были насыщены мотивами псевдосуицидальной
экзальтации, любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка
оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками
танцевальности, хотя и весьма минималисточной в
темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до
последней ноты с помощью "бесчеловечных" синтезаторов и драм-машин. Группой,
совершившей прорыв в Gothic Rockе и определившей дальнейшее развитие
этого направления, стала австралийская Dead Can Dance. Брендан Перри и
Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива, первыми
столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и
выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и
евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато
использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и
церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения,
воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до
песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой
"Третьей музыки". Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то
дъявольской красотой) композиции Dead Can Dance уводили в путешествие
по бесконечным галереям посю- и потусторонних миров. Уникальный
(темброво и регистрово) вокал Лайзы послужил образцом для многих
"готических" групп, сделавших акцент на женские голоса.
С конца
80-х поднялась так называемая вторая волна "Gothic Rockи" (The Shroud,
Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti и
т.д.). А с середины 90-х в "Gothic Rockе" начали прослеживаться новые
тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и
стилевой сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal,
Dark Folk, Electro-Goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой - со
стремлением "Gothic Rockи" войти в соприкосновение к пограничными
субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные
возможности.
Сегодня "Gothic Rock" внутри себя подразделяется на
множество направлений, которые по средствам выразительности и типам
инструментария условно можно объединить в пять групп. Первая близка
"классическому" Gothic Rockу (гитарно-синтезаторные составы,
дополненные акустическими инструментами, как Umdra Et Imago). Вторая -
полностью акустическая (такие команды могут тяготеть к фольклору, как
Backworld, или к Gothic Rockе в ее собственно историческом понимании,
иногда воссоздавая стилистику средневековья почти в аутентичном
варианте, как Estampie, подражающие искусству трубадуров и менестрелей,
как Sopor Aeternus c их Dance macabre, и др.). Третья -
техно-электронная (ее представители основываются на синтезаторном
саунде, широко используют элементы эмбиента, хауса, техно, нью-эйдж,
как Unquiet Void). Близка ей четвертая группа, соединяющая признаки
"Gothic Rockи" и индастриала (Das Ich, отчасти Мэрилин Мэнсон).
Наконец, пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего
появился стиль Gothic Rock-метал (Christian Death, возникшие, как уже
говорилось, в начале 80-х, Paradise Lost, смодулировавшая в "Gothic
Rockу" из дум-дэта, The Gathering, Lacrimosa, My Duing Bridge,
Artrosis, Dreams of Sanity, Moonlight). "Gothic Rock" как особый тип
содержания повлияла также на блэк-метал. Впрочем, нередко различные
тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной команды, что
ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению.
Эмоциональный диапазон "Gothic Rockи" также чрезвычайно широк - от
легкой меланхолии до полного сумрака, холодящих образов Святой
инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные
команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить
возрастание на Gothic Rock-сцене удельного веса неанглоязычных команд,
в особенности, немецких, а в последнее время - и славянских.
На
данный момент "Gothic Rock" представляет собой достаточно целостную,
замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое
поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не
только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и "готической"
литературой, живописью, кино, следуют "готической" моде, устраивают
костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д.
Версия: 2
Скорее
эмоциональный, нежели музыковедческий способ описания музыки и саунда,
которые придумали и исполняли такие британские группы, как Joy
Division, Siouxsie And The Banshees, Cure и Bauhaus. Gothic Rock - это
действительно мрачная музыка, в которой отчетливо прослушивается
скрытая ярость, часто группы этого направления добивались контрастности
своих произведений за счет соединений базового минорного ряда с легкими
гармониями диско и "новой волны". Имидж исполнителя готического рока:
черная одежда, много грима, подведенные глаза, бескровное лицо. Во
второй половине 80-х годов Gothic Rock претерпел заметные изменения,
его элементы стали включать в свои композиции и исполнители хард-рока,
и группы арт- и симфо-рока, и лидеры мэйнстрима. Среди современных
групп самыми заметными представителями готического рока можно назвать
Christian Death, отчасти Dead Can Dance и Fields Of Nephilim.
Версия: 2
Gothic
Rock мягче и динамичнее, чем doom, но имеет точно такой же
меланхоличный, а иногда и депрессивный оттенок. Этот стиль очень
атмосферен и мелодичен, в нем широко используются клавишные и женский
вокал, что делает его возможно наименее агрессивным стилем.
Родственные жанры: Industrial, Alternative Pop/Rock, Black Metal, Post-Punk, Alternative Metal, Industrial Metal, Neo-Psychedelia, Gothic Rock, Doom Metal, Symphonic Black Metal
Некоторые важнейшие альбомы: Siouxsie & the Banshees - Once Upon a Time: The Singles (1981) Fields of the Nephilim - Elizium (1990) Bauhaus - 1979-1983, Volume One (1986) Various Artists - Gothic Rock, Vol. 1 (1994) GENE Loves Jezebel - Voodoo Dollies: The Best of GENE Loves Jezebel (1999) The Mission UK - First Chapter (1987) Sisters of Mercy - Some Girls Wander By Mistake (1992) My Dying Bride - Turn Loose the Swans (1994) Type O Negative - Bloody Kisses (1993) Lake of Tears - Crimson Cosmos (1997) Christian Death - Jesus Points the Bones at You? (1992) Cradle of Filth - Dusk & Her Embrace (1997) Christian Death - Best of Christian Death (1999) Paradise Lost - Draconian Times (1995)
Перечень ключевых коллективов: Alien Sex Fiend Anathema Bauhaus Black Tape for a Blue Girl Christian Death Clan of Xymox The Creatures The Cure Fields of the Nephilim Flesh for Lulu GENE Loves Jezebel Lacrimosa Lacuna Coil Lake of Tears The Lords of the New Church Love and Rockets Miranda Sex Garden The Mission UK Moonspell My Dying Bride Paradise Lost Peter Murphy Sex Gang Children Siouxsie & the Banshees The Sisters of Mercy Theatre of Tragedy Southern Death Cult Tones on Tail Type O Negative
|