Вопрос: "Что такое музыка, а что такое звук?". Ответ:
"Для меня эти понятия неразличимы". Он любит слушать свой старый
транзистор и избегает походов по ночным клубам; сторонится излишне
ритмичной музыки и предпочитает не связываться с драм-машинами 808-ой и
909-ой модели лишь потому, что все их используют и все биты похожи друг
на друга. Он ненавидит массовость, предпочитая так называемую
one-on-one communication: "Я показываю людям истории через звук, иначе
говоря, я просто писатель" - вот поэтому его музыка так затягивает. Это
не набор стандартных впечатлений на тему "ambient" - это музыка новых
сфер и одновременно вашего личного сознания, теплых эмоций и холодных
образов. Имя этого музыканта известно немногим, хотя он и является
одной из наиболее интересных фигур в современной электронной музыке. TETSU INOUE
записано около 30 альбомов, как сольных, так и всевозможных
коллабораций с такими выдающимися музыкантами, как Jonah Sharp, более
известный как SPACETIME CONTINUUM, Pete Namlook, владелец легендарного
лейбла Fax, и немецкий продюсер Uwe Schmidt (aka ATOM HEART). Внедрение TETSU INOUE
в электронную музыку началось еще во время обучения в одном из
колледжей Токио. Электро-аналоговые модуляции KRAFTWERK и YELLOW MAGIC
ORCHESTRA показали юноше, что и он может заниматься музыкой без
владения любым традиционным инструментом. "Акустические инструменты
требуют конкретной дисциплины, которой нужно посвящать оставшуюся
жизнь, а электроника дает выбор звучания. Хотите звук пианино -
возьмите сэмпл". В конце 80-х Тетсу покидает Токио и переезжает в
Нью-Йорк, где и начинается его активная творческая деятельность. В 1992
году на Cyclotron Records выходит диск "Gunafa 2000" проекта STATION
ROSE - электронно-эмбиентные зарисовки к мультимедийной инсталляции
"Mind Machine". Это был первый серьезный проект начинающего музыканта,
его приглашают поработать с гамбургским Pod Communications, где судьба
сводит музыканта с Pete Namlook и ATOM HEART, с которыми, кажется, он
будет сотрудничать вечно. Кнопка "старт" нажата, и в конце 1993 года в
космос был выпущен DATACIDE - проект T.I. и ATOM HEART... Далее, в те
же дни зарождается "2350 Broadway" с Pete Namlook, задуманный как
"музыка для города, в котором невозможно жить". Альбом записывался в
Нью-Йорке летом, когда там особенно душно и невыносимо, и поэтому
пропитан усталостью (и другими выделениями) города. Следующая
совместная работа называлась "Shades Of Orion" и явилась более
ритмичной, несмотря на неприязнь T.I. к быстрым ритмам. (Но тут был
важен новый подход к построению ритмики - использовались старые
аналоговые синти, генерирующие барабанные звуки, после все подвергалось
тщательной обработке на РС.) Данные проекты были выпущены на набирающем
обороты Fax Records, как, впрочем, и многие другие релизы музыканта.
Всего в соавторстве с Нэмлуком было издано 8 полноформатных работ: по
три части "2350 Broadway" и "Shades Of Orion", а также проект "Time 2"
и "62 Eulengasse", ставшие сливками DEEP CHILL AMBIENT. В середине 1994
года увидел свет первый сольник "Ambient Otaku", представляющий собой
коллекцию монохромных шумовых текстур - это был прорыв, было продано
более 20 000 копий, что для подобной музыки очень много. TETSU INOUE
проснулся широко известным в узких кругах: участвует в проекте "Zenith"
вместе с известным испанским электронщиком Carlos Vianco,
представляющим своего рода Old School в духе "Music For Airports"
Брайана Ино. Следующие сольные проекты Тетсу "Slow And Low" и
"Organic Cloud" вышли в 1995 году и явились переломными в творчестве
музыканта. В середине 90-х эмбиент начал потихоньку сдуваться,
музыканты мыслили старыми образцами, выпуская вместо музыки кучи
звуковых отходов. И поиск нового звучания, новой концепции
кристаллизовался в его поворотном релизе "World Reseiver", который
наравне с работами BOBVAN, SUN ELECTRIC и Andrew Lagowski влил свежую
струю в развитие стиля и предвосхитил появление таких любопытных
проектов новой эмбиентной музыки, как KOSMA или SKYLAB. T.I.
путешествовал по большим городам со своим "Dat Walkman", записывая
звуки мегаполисов: дождь в Амстердаме, заброшенный луна-парк
Филадельфии, старые подземные туннели Барселоны... Перегруженные
эффектами урбанистические нойз-пульсации петляют между уклончивыми
мелодиями, подавая музыку как в классическом эмбиент-ключе, так и в
экспериментальном преломлении "cut-and-paste music". Приближаясь
к концу 90-х, T.I. сотрудничает с одним из знакомых персонажей
современной музыки и, так сказать, с "key-person" собственного
творчества Haruomi Hasono из несуществующих уже YELLOW MAGIC ORCHESTRA.
Вместе с Uwe Shmidt трио записало в Токио и Сантьяго два великолепных
альбома "Hat" и "DSP Holiday", на которых слышны отголоски музыки
Орнета Коулмэна и PARLIAMENT. Релизы соединили в себе, на первый
взгляд, несовместимые вещи: аморфные эмбиентные гармонии, дикую энергию
фанка и свингующие джазовые пассажи. Реализацией данных пластинок
занялся Rather Interesting Records и лейбл Хасоно Dasiyworld в Японии.
В начале прошлого года вышел очередной оригинальный альбом музыканта
"Waterloo Terminal", появившийся как часть из серии нового проекта
Caipirinha Records - "музыка, инспирированная архитектурой". "Waterloo
Terminal" - это "ворота", предвещающие начало скоростного туннеля,
проходящего под Ла-Маншем, связывающего Париж с Англией, станция,
вмещающая в себя аэропорт, таможню и иммиграционный центр...
Калифорнийская студия Caipirinha заразила этой идеей многих музыкантов,
среди которых оказался и TETSU INOUE.
В отличие от безвременных сонных звуковых пейзажей предыдущих работ
здесь первоочередной элемент, по метафоричному изложению самого
маэстро, - "хруст электронов в движении". Такое ощущение, что все
архитектурные детали дотошно выписаны звуком: фундамент - басовые
дисгармонии; внутренние перекрытия - легкие, едва уловимые ритмы;
фронтоны - раскаты толпы, эхо случайных шумов; арки - обтекающая,
желеобразная электроника. Музыка не просто вдохновлена "Waterloo
Station" - можно твердо сказать, что она была записана Тетсу в
коллаборации со станцией. Он сосканировал около тысячи фотографий и
планов станции в РС и загрузил их в свой музыкальный софт
("Merasynth"), который математически перевел архитектурную картинку в
электронный звук. Похоже, что станция обрела голос, который музыкант
сформулировал и передал по-своему, создав линейный коллаж, рожденный
его творческой интерпретацией живой архитектуры. Последние два альбома TETSU INOUE
"Psycho-Akustic" и "Fragment Of Dots", вышедшие на лейбле T2ADIK в
начале 2000 года, и сейчас по-хорошему удивляют многих поклонников
музыканта. Это странная коллажная микстура, к появлению которой
подтолкнула музыка нью-йоркского Downtown, недаром в записи одного из
альбомов приняли участие богемные персонажи экспериментальной сцены
N.Y.C. Ikue Mori и Kato Hideki, чей проект DEATH AMBIENT получил
большой резонанс в околоэкспериментальных кругах. "Меня стала
интересовать музыка даунтауна, и захотелось отойти от эмбиент-сцены, от
техно-сцены, от всей DJ-сцены. Вечеринки не приносят ничего существенно
нового, для меня это словно babbysitting: выходишь из клуба с охапкой
детей, люди лишь озадачены поиском партнера на ночь. Какая уж тут
музыка!?" или "Хочется от всего убежать, и T2ADIK дает мне возможность
провернуть подобное, потому что это лейбл, у которого нет формата".
"Psycho-Akustic" и "Fragment Of Dots" проносят своего слушателя через
бесконечную галактику органичного и резкого синтетического звука.
Секунда - и вы с головой погружаетесь в тягучий, теплый, спокойно себе
пузырящийся, заросший мхом пруд до тех пор, пока космический корабль в
ваших ушах внезапно не выстрелит вами же прямо в центр пустынного
бетонного трубопровода... И внутри ваших безопасных наушников эта
невидимая скульптура развернется в опасную и прекрасную планету. Вот
такая вот реакция. Данные два проекта - внебрачные дети звуковых
деформаций (или дезинформаций) Ксенакиса и Штокхаузена, нашедшие приют
на T2ADIK - лейбле культового пост-джазового композитора Джона Зорна,
никогда ранее не издававшего подобные звуковые нигилистические коллажи,
а баловавшего публику сумасшедшим джазовым авангардом. Странно, может
быть, T2ADIK готовит всеобщий музыкальный заговор. Или это вечный поиск
нового звучания, нового лица эмбиента, который, сжившись с наиболее
радикальными формами авангарда, способен выбросить новую форму
эксперимента в следующее электронное тысячелетие. Неизвестно. Но ясно
одно - TETSU INOUE
создал свое цифровое королевство аудиоскульптур, которое существует
вдали от танцполов, его композиции не просто путь к внешнему
опустошению слушателя, это средство к сознательному путешествю
аудиостранника через запутанные структуры цифрового шума.
|