Стиль: New Age, Vocal, Ethnic Информационные ресурсы: Официальная страница: http://www.lisagerrard.com Вопрос
вторичности сольных проектов музыкантов по отношению к их групповым
занятиям широко обсуждался в мировой музыкальной прессе, но похоже, что
к единому мнению критики так и не пришли. Объективным, по мнению
известного музыковеда и моего друга К. А. Мёртона, является лишь тот
факт, что за очень редким исключением сольные проекты превосходили по
качеству и значимости групповые. Впрочем, как впоследствии утверждал
тот же Мёртон, это еще не о чем не говорит. За последние два
десятилетия человечеству не единожды представлялась возможность
убедиться в том, что его прекрасная половина способна не просто
творить, а делать это более выразительно, эмоционально и чувственно.
Конечно, это касается не только музыки — в любой сфере
жизнедеятельности необходимы мягкость, нежность и особый, материнский
подход; однако в музыке это проявляется особенно заметно. Среди
многочисленных сирен нынешней поп–сцены Lisa Gerrard может похвастаться
завидным стажем, небывалым авторитетом и непреходящей способностью
создавать уникальные музыкальные произведения. Представлять ее
каким–либо образом на страницах "этой загадочной "МГ" совершенно
бессмысленно — те, кому надо, и так давно знают ее и ее место в когорте
независимых; те же, кто о ней ничего до сих пор не слышал, безнадежны
и, очевидно, и так счастливы. Тем не менее кое–какая информация,
изложенная ниже, может показаться любопытной как старым поклонникам
Lisa Gerrard, так и тем, кто еще так и не определился между ней,
Мадонной, Монтсеррат Кабалье и Жанной Агузаровой. Уроженка
Австралии, она выросла в очень бедной части страны, где обосновались
преимущественно эмигранты из Греции и Турции. Осознание способности к
пению пришло именно тогда — с самого раннего детства. Окружающая ее
музыка проистекала от женщин, с которыми ей приходилось жить бок о бок,
— наиболее запоминающиеся мотивы маленькая Lisa слышала в моменты
кропотливой работы женщин–прачек. " Я была очарована силой их голосов.
Мне нравилось, даже если я не понимала смысла того, о чем они поют" —
так отзывается она о тех временах. Lisa, к удивлению многих, никогда не
брала уроков вокала, природа со щедростью одарила ее одним из редчайших
и уникальнейших тембров. Во времена впечатлительного детства
сформировалась и эта странная манера пения без слов, когда в некий
фантасмагорический набор голосовых излияний вкладывался одной ей
понятный смысл. " Я заметила, что петь без слов означает для меня
говорить правду. Для ребенка это было моментальным изложением какой–то
нафантазированной истории, и я могла рассказать ее быстро и натурально,
не задумываясь подолгу над словами". Первые ощущения силы своего вокала
и его единства с ощущениями души и сердца навсегда запечатлелись как
самые радостные и праздничные чувства. Любовь к музыке вместе с особым,
интимным отношением к ней никогда больше не оставляли Gerrard. К
моменту встречи Lisa Gerrard и Brendan Perry, который ознаменовал
начало эры DEAD CAN DANCE, она была еще неопытной, но достаточно
зрелой, с очевидным талантом вокалисткой. Brendan, тоже австралиец, был
своего рода музыкальным антропологом — результаты его изысканий в
истории музыки и по сей день являются основополагающими при работе в
DCD. Их встреча произошла в конце 70–х годов,
когда панк–движение только набирало обороты, но уже достигло берегов
Австралии. Lisa и Brendan решили создать музыкальный коллектив,
принципиально отличающийся от других использованием музыкального
наследия из различных мировых культур нашей планеты. Успех DCD, который
пришел сразу же после их переезда в Лондон и выхода первого лонгплэя,
объясняется именно этим уникальным сочетанием — природный, идущий из
глубины сознания вокал Lisa и эксперименты Brendan с различными
пластами культуры экзотических народов. DCD сама по себе слишком
глубокая и обширная тема, здесь многое неясно и не исследовано, этот
феномен еще не раз окажется под пристальным вниманием журналистов
многих музыкальных изданий, в том числе и "МГ". Как–либо обособить в
контексте данной статьи роль Gerrard в этом проекте весьма
затруднительно, поскольку только вместе они добивались того, что
поклонники и музыковеды в течение 15 лет понимают под DCD. Даже
несмотря на странный способ совместной работы (Lisa живет в
австралийских Snow River Mountains, Brendan — на реке, расположенной на
границе между Эйром и Северной Ирландией, в результате чего раздельное
написание предварительного материала заканчивается встречей и
несколькими месяцами непосредственной работы над новым альбомом), вся
яркость и самобытность музыки DCD, все мельчайшие детали, черточки и
родимые пятна обязаны своему появлению обоим родителям. К
середине 90–х, когда DCD была уже зачислена в мэтры инди–музыки, позади
было уже 6 альбомов и невероятное количество зачарованных поклонников,
в архивах группы скопился материал, который по тем или иным причинам не
вышел в альбомах. Эти заготовки, подготовленные по отдельности, часто
откладывались, и музыканты занимались разработкой совершенно новых
идей. В 1993 году вышел "Into The Labyrinth", и после записи
концертного альбома "Towards The Within" Lisa и Brendan снова
разъехались по домам, чтобы отдохнуть, набраться сил и заняться своими
делами. Brendan, до сих пор так и не записавший давно обещанный сольный
альбом, который, впрочем, обещает быть скоро, занимался продюсерской
деятельностью, сотрудничал с Hector Zazou, писал музыку для кино.
Поговаривали, что DCD больше не соберутся вместе. Lisa уже была
замужем, заимела ребенка, и эти обстоятельства в первую очередь
повлияли на возникновение слухов о распаде. После выхода первого
сольного альбома Lisa Gerrard "The Mirror Pool" эти слухи еще больше
разрослись, но были сразу же опровергнуты самой Gerrard. Альбом в
некоторой части составили те самые не вошедшие в репертуар DCD песни,
автором которых была Lisa Gerrard (некоторые из этих вещей можно все же
услышать на "Towards The Within" в живом исполнении, а также на
концертах, где DCD предпочитают представлять не альбомный материал, а
невошедшие вещи). Помимо старых композиций, на
"TMP", естественно, были и новые, да и старые были сыграны по–новому.
Сэмплированный симфонический оркестр был заменен живым Victorian
Philarmonic Orchestra, под аккомпанемент которого Lisa так
проникновенно спела. Мнения критиков насчет этого релиза разошлись —
одни утверждали что это был кардинальный отход от того, что делает DCD;
другие, наоборот, обвиняли Gerrard в обратном. Сама Gerrard
характеризовала его как более личный, более насыщенный ее собственными
переживаниями и видением музыки. Альбом, по ее мнению, был более
простым в музыкальном плане, без тех гармонических нагромождений,
которые привносил в работы DCD Brendan Perry. Тем не менее музыка
получилась достаточно разнообразной и не разочаровала поклонников,
привыкших к традиционному звучанию. После турне,
в котором ее сопровождали товарищи по DCD Robert Perry (брат Брендона),
Ronan O’Snogeigh и John Bonnar, принимавшие участие также и в записи
альбома, выхода видеоклипа на композицию "Sanvean (I Am Your Shadow)"
режиссера Nigel Grierson последовал непродолжительный период отдыха,
после которого Lisa и Brendan собрались вновь для работы над
"Spiritchaser". Опять турне — и снова двое музыкантов разбежались по
своим делам. Может быть, в этом периодическом взаимном отдыхе друг от
друга и заключается секрет постоянства и долголетия DCD? В
жизни Lisa Gerrard прежде всего женщина, заботливая мать своей
семилетней дочери. Несмотря на творческие изыскания в допотопной
музыке, она никогда не забывает, в каком мире она живст — Lisa Gerrard
современная женщина. Это прежде всего выражается в "дружбе с
компьютером". Lisa принимает активное участие в создании журнала "
Computers & Composition: An International Journal For Teachers of
Writing", на страницах которого она проводит различные исследования,
касающиеся человека и его взаимоотношений с компьютерными сетями,
проблем общения мужчины и женщины посредством сетей, идентификации
женщины при бестелесном общении в сети. Первичными результатами этой
работы можно считать некоторые выводы и утверждения, где Lisa
констатирует относительную неизменность взаимоотношений полов в эру
компьютерных сетей, даже наоборот — считает, что возникли
дополнительные возможности для самовыражения и обретения дополнительных
свобод как для мужчин, так и для женщин. Феминистские наклонности у
Lisa Gerrard не подтвердились. Кажется, она не
может плодотворно работать без мужчины и на этот раз в лице Pieter
Bourke, появившегося еще при записи "TMP", она нашла замену Brendan
Perry. Тогда, в 1995 году, Lisa не могла и предполагать, что этот
молодой человек, известный техноэлектронщик с экзотико–эмбиентным
уклоном, впоследствии станет сотрудничать с ней самым тесным образом.
За плечами у Pieter Bourke участие в таких электронных проектах, как
BLACK LUNG, SNOG, SOMA. Последний является совместной работой с David
Trussell, где музыканты разрабатывают свои гипнотико–отмороженные идеи
и воплощают их в разнообразных электрических формах (для
интересующихся: SOMA отличилась в свое время следующими релизами — "The
Inner Sinema", "Hollow Earth" и последним, наиболее интересным, где
собраны собственные и чужие ремиксы на предыдущие два альбома, "Stygian
Vistas"). Gerrard оценила у Bourke присущую также и ей наклонность к
внутреннему созерцанию музыки, поиску идей в себе и одновременно
впитыванию культурного наследия мировой культуры. В результате —
"Duality", свежайший продукт пера Gerrard и Bourke. Стоит отметить, что
на обложке диска обозначены оба имени, что говорит о как минимум
равнозначительном участии обоих музыкантов. В этой весьма качественной,
местами изощренной (характерными, правда, геррардовскими приемами)
работе слушатель получит прекрасную возможность ознакомиться с тем, чем
живет и дышит Lisa Gerrard в настоящее время. Это абсолютно новый
материал, где Lisa и Pieter сделали несколько серьезных попыток немного
усовершенствовать давно налаженные механизмы и конструкции,
представленные как на альбомах DCD, так и на "TMP". В чем они
заключались и удались ли они вообще, каждый определит для себя сам, и
не стоит последующий комментарий рассматривать как некую установку, но
все же, как любил повторять К.А.Мёртон... Не
совсем отчетливо заметна роль Pieter Bourke на альбоме — логически
ожидаемого смешения вокальных инкрустаций Gerrard и электронных
вливаний Bourke не произошло, по крайней мере кардинально; баланс
однозначно сместился в сторону Gerrard — традиционные
индийско–неоклассические хоралы с преобладанием невообразимо красивых
мужских тонов в ее голосе. Она не старается переиначить давно известные
формулы и работает с тем, что уже устоялось и вошло в привычку.
Размеренность, поступательность и умиротворенность — вот главные темы
альбома. Наиболее интересной показалась композиция "The Human Game",
где музыка внезапно оживает и через два последующих трека приходит к
светлой и радостной "Nadir". "Музыка приносит мне радость. Для
большинства людей музыка DCD и моя собственная — это мрачная готика,
выражение нашего отчаяния и горестей. На самом деле это не так, мы
стараемся выразить все, в том числе и позитивные чувства, овладевающие
нами." Впрочем, вопреки этому утверждению Gerrard, "Duality" изобилует
темными оттенками и не вызывает много радостных эмоций. Этот альбом
обрадует поклонников традиционного стиля DCD и Lisa Gerrard и заставит
сторонников перемен в их музыке ("Spiritchaser"!) немного подождать до
выхода нового альбома DCD, который намечен на январь 1999 года. В
самом ближайшем будущем следует ожидать какого–то видеоматериала к
альбому и, естественно, турне, которое, впрочем, уже началось. В январе
на Cleopatra Records вышел трибьют–альбом "The Carnival Within" — это
несомненно должно заинтересовать поклонников DCD. Нам
же остается не что иное, как вслушаться повнимательней в "Duality",
стараясь раскрыть его как можно полнее и отыскать все спрятанные
сюрпризы.
|