Пышная нива германской электроники породила великое множество
интересных и оригинальных команд и, вопреки расхожему мнению, далеко не
все из них заняты копированием творчества таких грандов, как Клаус
Шульце или Tangerine Dream. Команда Cusco была основана в начале 80-х
годов двумя немецкими клавишниками: Майкл Хольм (Michael Holm), который
в 60-е и 70-е года присутствовал в германской десятке лучших вокальных
записей, и Кристиан Шульце (Kristian Schultze) – один из самых занятых
европейских студийных музыкантов. Их объединяет интерес к древней
южноамериканской музыкальной культуре, в то же время оба они довольно
далеки от традиционной музыки.
Cusco
сочетает цепляющие мелодии и ритмы рока и фанка с этническими
перкуссиями и синтетическими флейтами – все это придает музыке вполне
южноамериканский аромат. Кстати, герру Клаусу последний – не сват и не
брат, да и фамилии двух Шульцев пишутся по-разному. Кристиан Шульце
родился во Франкфурте-на-Одере в первый послевоенный год в семье
композитора Норберта Шульце (знаменитая «Lili Marleen» – его детище) и
актрисы болгарского происхождения Ивы Ванья. Начав играть на фортепиано
в четырехлетнем возрасте, к семи годам мальчик уже имел в архиве
собственный альбом инструментальной музыки. По окончании обычной школы
юноша поступил в Берлинскую Высшую музыкальную школу, параллельно играя
в джазовом трио, однако школу в последствии пришлось бросить, т.к. ее
студентам запрещалось играть «несерьезный» джаз. Вместо этого Шульце
отправился в австрийский Грац, где открылась первая в Европе джазовая
академия (позже его пригласили туда преподавать). В конце 60х Шульце
серьезно увлекся электронной музыкой; на протяжении 70-х играл в
нескольких джаз-рок проектах (Space Orbit Company, Passport of Klaus
Doldinger, Snowball) , сотрудничал в качестве саунд-инженера,
клавишника и аранжировщика с Демисом Руссосом, «Бони М», Мэгги Райли и
др. Что же касается Майкла Хольма, то свою музыкальную карьеру он начал
еще подростком, дебютировав в 1969 году как поэт-песенник. Впоследствии
Майкл успешно проявил себя в качестве рок-вокалиста, входя в десятку
лучших немецких исполнителей начала 70-х.
Достаточно сказать, что в этом качестве он участвовал в записи более
800 песен, многие из которых стали суперхитами! Однако известность и
успех не принесли Майклу душевной гармонии, и в 1979 году он решил
взять полугодовой творческий отпуск и отправиться в путешествие по
Южной Америке. Сильнейшее душевное потрясение Майкл испытал в Перу –
руины древних храмов инков и знакомство с индейской культурой полностью
изменили его сознание. А вскоре судьба свела его с бывшим джазовым
музыкантом Кристианом Шульцем, также неравнодушным к индейской
культуре. Тогда-то и родилась группа Cusco, названной по имени древнего
города инков.
Cusco сочетает цепляющие мелодии и ритмы рока и фанка с этническими
перкуссиями и синтетическими флейтами – все это придает музыке вполне
южноамериканский аромат. Подобный сплав этнических инструментов,
древних мотивов южноамериканских индейцев и современного электронного
звучания моментально выделил Cusco из плеяды «нью-эйдж» музыкантов.
Особенной популярностью пользовались первые диски группы в Японии,
мелодии которой оказались на удивление созвучны мотивам Cusco. Забавно,
что, поскольку самого термина New Age тогда не существовало, музыка
Cusco предлагалась покупателям как «новая разновидность этнического
джаза». Кстати, предлагала ее маститая фирма BSC, входящая в крупнейшую
музыкальную корпорацию Sony. Однако широкая известность пришла к
музыкантам лишь в 1988 году, после выхода их необычайно яркого альбома
Apurimac, названного по имени реки в перуанских Андах. С этого диска
музыка Cusco стала необычайно популярной в Соединенных Штатах, где
композиции Хольма/Шульце постоянно крутили крупнейшие радиостанции, а
сам диск Apurimac довольно скоро достиг статуса национального
бестселлера! Следующий альбом этой серии, Apurimac II, был выдвинут на
премию Grammy, и занял почетное место в Top10 журнала Billboard, где
оставался на протяжении целого года!
Индейская тематика стало одной из основных в последующем творчестве
Cusco, но далеко не единственной. Музыка их альбомов наполнена
мелодиями тропических островов, звуками океана, последние диски
переносят нас в арабские пустыни или в мир далекого космоса. И всегда –
атмосферой веселья и праздника. Cusco – это радость от общения с
природой, это музыка того состояния гармонии, к которой стремится душа
любого человека. И именно эта атмосфера радости и праздника – главное,
что так привлекает слушателей в музыке Cusco.
Сегодня в активе группы уже почти десятка альбомов, вышедших на самых
престижных и уважаемых фирмах в мире New Age суммарным тиражом более 2
миллиона экземпляров. На счету многих из них – лидирующие места в
мировых New Age хит-парадах. Около десятка дисков группы издано и в
России, где музыка «нового века» традиционно пользуется большой
популярностью.
Дискография Cusco
1980 Desert Island
1981 Cusco 2
1982 Cool Island
1983 Planet Voyage
1983 Virgin Island
1984 Island Cruise
1985 Apurimac
1986 Concierto de Aranjuez
1987 Tales From A Distant Island
1988 Ring der Delphine
1989 Mystic Island
1990 Water Stories
1991 Sielmann 2000
1993 Cusco 2002
1993 Australia
1994 Apurimac II
1995 A Cusco Christmas
1997 Apurimac III
2000 Ancient Journeys
2003 Inner Journeys
Партнерство двух
вдохновленных музыкантов не могло не отразиться на их детище. Это
является причиной неповторимиого стиля Cusco: комбинация синтезатора и
флейт, свирелей, часто с ударными инструментами, гитарами, древними
ритмами, старинными инструментами и, иногда, оркестром и хором.
"Кристиан - это мастер-клавишник и это его участь - находить звуки,
которые мы ищем. Он имеет огромное количество друзей по всему миру,
таким образом мы можем работать при помощи достаточно редких
инструментов, которые не нужно искать в съемочных студиях", - отмечает
Хольм.
Первый
альбом проекта "Desert Island" вышел в 1980 году, когда еще не было
принято употреблять такие термины как "нью эйдж" или "новая
инструментальная музыка". Они исполняли оригинальную музыку,
представлющую собой необычное сочетание разных стилей с ярко выраженным
колоритом древних культур инков и aцтеков. Этот альбом пользовался
огромной популярностью в Японии. Как только в Европе приняли такую
музыку как джаз, эмбиент и нью эйдж, музыканты быстро приобрели
довольно широкую известность, начав сотрудничать с небезызвестной
звукозаписывающей компанией "Higher Octave" с 1987 года.
Музыканты
начали занимать достойные позиции на американском радио с композицией
"Flute Battle" из альбома "Apurimac" (1988). Своими необыкновенными
инструментальными произведениями, отличающимися незабываемыми
мелодиями, звуками пан флейты и ритмами древних племен Cusco открыли
новый уникальный жанр, который нельзя было отнести ни к джазу, ни к нью
эйдж музыке, но тем не менее, альбом вошел в лучшую пятерку на радио и
был номинирован как лучший нью эйдж альбом. "Apurimac" до сих пор
остается наиболее продаваемым альбомом по всему миру.
За
время сотрудничества с компанией "Higher Octave" уже 10 альбомов
разошлись тиражом более двух миллионов экземпляров. А их альбом "Mystic
Island" (1989), в который вошли известные композиции "Lonely Rose" и
"North Easter", попал в первую пятерку, а последующие альбомы "Water
Stories" (1990), "Sielmann 2000" (1991) и "Cusco 2002" (1993) в первые
десятку и двадцатку ньюэйджевских чартов журнала "Billboard"
соответственно. Композиции из альбомов "Sielmann 2000" и "Cusco 2002"
были использованы в качестве музыкального сопровождения для
документального фильма к 30-летнему юбилею Хайнца Сильманна, темой
которого были исследования глобального истощения естественных полезных
ископаемых и его воздействие на существующий уклад жизни.
Альбом
"Apurimac II" (1994), наполненный продолжением рассказов о цивилизациях
инков и ацтеков, достиг новых высот. Несомненно, их наиболее удачный
альбом также вошел в первую десятку чартов и почти год со дня выпуска
пользовался постоянным повышенным спросом. Популярность Cusco стала еще
более заметной, когда композиция "Montezuma" использовалась в качестве
звуковой дорожки к телевизионному фильму об изменениях, произошедших в
природе за последние три десятилетия.
Основанный
на их собственной книге мифических рассказов, альбом "Ring der
Delphine" (1988) захватывает и уносит слушателя в настоящее путешествие
в загадочное кельтское королевство. Очаровательные мелодии, наполненные
богатыми звуками средневековья и ренессанса, уносят нас в незабываемое
путешествие и открывают перед нами давно забытую необыкновенную дружбу
человека с дельфином. Неудивительно, что и этот альбом, включающий
такие вещи как "Waters Of Cesme" и "Bur Said", не остался незамеченным
и снова вошел в десятку лучших.
Следующий альбом "Apurimac III" (1997) получил
признание в течении двух недель со дня выпуска. Электрифицированное
видение тайны духов, древние легенды и великие герои, грандиозный
трибьют к культуре уроженцев америки, продолжает свое путешествие.
Перкуссия в композиции "Ghost Dance" гипнотизирует слушателей.
"Ancient
Journeys" (2000) - это экстраординарное путешествие музыкантов сквозь
страницы времени по странам и континентам. Яркая музыкальная образность
и динамичные ритмы передают всю романтику путешествий с испанскими
галеонами в Средиземноморье, караванами на Ближний Восток и через
необыкновенные базары Византии. От живых флейт и латиноамериканских
ритмов до экзотических и мистических звуков Средней Азии, композиции
"Ancient Journeys" вошли в ньюэйджевский чарт журнала "Billboard" в
первую неделю выпуска и оставались в десятке в течение более двадцати
недель. Не осталась незамеченной гитара знаменитого Оттмара Либерта
(Ottmar Liebert), звучание которой ярко украшает композицию "Da Gama".
Новый
альбом, вышедший в апреле 2003 года, "Inner Journeys (Myths &
Legends)" полон приключений, магии и тайн античных мифов и легенд. Все
те же незабываемые мелодии перкуссии и пан-флейты, а также
необыкновенный вокал, сопровождающие рассказы о богах и героях,
внушающих благоговейный страх, открывают перед нами величие пещер
темных вод океана в композиции "Poseidon" и восхитительную красоту
"Aphrodite". Потрясающее музыкальное путешествие, не оставляющее сердце
и душу равнодушными, лежит на пути к становлению очередным легендарным
альбомом Cusco.
|