Уже исходя из названия группы The Art of Noise - "Искусство шума" - нетрудно догадаться, что предметом исследования и источником творческого вдохновения для музыкантов выступали всевозможные шумовые эффекты и нестандартные звуки. Которые они обрабатывали всеми доступными техническими средствами. Создавая свой техно-арт-саунд, Art of Noise изобретали студийные примочки, хитроумным способом склеивали пленку, синтезировали оригинальные ритмы. Жанровые ограничения тоже мало смущали команду. В постмодернистском пейзаже Art of Noise нашлось применение року, джазу, ритм-н-блюзу, традиционной поп-музыке, драм-н-бэйссу, этническим мотивам и целому букету новоизобретенных звуков.
Как свидетельствуют достоверные источники, история этих "Пикассо от музыки" началась в Лондоне 20 лет назад, когда погоду на английской сцене создавали панк, новая волна и постпанк. Но как везде и всегда, имелись и свои исключения, причем разительные. Несколько таких исключительных (в своих музыкальных приоритетах) личностей на заре 80-х начали джемовать в свое удовольствие в домашней студии, которую им предоставил коллега и продюсер со стажем Тревор Хорн (Trevor Horn). Из этих домашних упражнений в 1983 году и появилась группа Art of Noise. По мнению исследователей современной музыки, ей суждено было стать связующим звеном между такими разнородными коллективами, как Monkees и Talking Heads, AВВА и Kraftwerk, Фрэнк Заппа (Frank Zappa) и Archies. Разработкой стратегии и тактики "Искусства шума" занимались: клавишница и аранжировщица Энн Дадли (Anne Dudley), клавишник и продюсер Джонатан Джей Джей Йешалик (Jonathan J.J. Jeczalik), мультиинструменталист и продюсер Гэри Лэнген (Gary Langan) и композитор Пол Морли (Paul Morley). Название для своего проекта они позаимствовали у книги об итальянском футуризме. Они и сами считали себя футуристами - людьми, способными повлиять на образ будущего, на развитие новейших технологий, на звуки будущего, в конце концов. На этом пути у них были свои предшественники. В том же ключи проходили искания Kraftwerk, Джона Кейджа (John Cage), Терри Райли (Terry Riley), Майлза Дэвиса (Miles Davis), Марвина Гая (Marvin Gaye), Tangerine Dream.
Центральной фигурой коллектива, на три четверти мужского, с самого начала оказалась единственная в группе женщина - Энн Дадли. Давно не новичок в музыке (впрочем, как и все остальные участники, возраст которых приближался к 30 годам), она к 84-му году успела сделать многое. Например, обзавелась классическим дипломом Королевского музыкального колледжа, поработала сессионной клавишницей, подготовила аранжировки для групп Frankie Goes to Hollywood и ABC ("The Lexicon of Love") и даже для Пола Маккартни. Ей же принадлежит соавторство и аранжировка классики Малколма Макларена (Malcolm McLaren) "Buffalo Girls".
Новоявленная команда сразу подписывает контракт с лейблом ZTT (или Zang Tuum Tumb Records), который возглавляет все тот же многоопытный Тревор Хорн. Под его чутким продюсерским руководством музыканты записали свой первый ЕР "Into Battle with the Art of Noise". Он был слишком длинным для обычного сингла (на 12-дюймовой пластинке) и слишком коротким для лонг-плея. Как отмечали критики, Art of Noise "воспользовались всем, что успели сделать до сих пор", смешав транс и данс-поп, странные звуки и импровизированные пассажи. Они нафаршировали саунд пикантной начинкой из всевозможных сэмплов: шум автомобильного двигателя, рев толпы, звуки природных явлений, - все это казалось посланием с другой планеты. И задавало основное направление, в котором они будут действовать еще много лет, придумывая музыкальные паззлы, создавая интригующие звуковые коллажи и изобретая ритмы. Первая популярность не заставила себя долго ждать. Ключевой трек записи, "Beat Box", нашел слушателя и в Великобритании, и далеко за ее пределами. В частности, очень пришелся по вкусу американским клубным завсегдатаям.
К концу 1984 года в дискографии команды имелся уже полноформатный дебютный альбом "(Who's Afraid Of?) The Art of Noise!". Диск включал хит-сингл "Close (To the Edit)", в котором неожиданно скрестились хип-хоп-ритмы и вокальные эффекты, медитативные настроения и юмор. Разнообразными звуковыми примочками был с лихвой наполнен и сам альбом, при создании которого использовалась специальная технология наложения пленки и необычно обработанные биты. В Америке, где Art of Noise ошибочно принимали за чернокожих музыкантов, "(Who's Afraid Of?) The Art of Noise!" засветился в первой сотне поп-чарта.
Группа долгое время оставалась загадкой для слушателей. Участники Art of Noise не то чтобы избегали публичности, они просто старательно поддерживали ореол тайны: вместо их портретов журналы публиковали снимки гаечных ключей или роз, попадая на телевидение, они прятали лица под масками, а в клипах предпочитали показывать не себя, а разрезанные на части инструменты. Эту нестандартную схему общения с публикой они выбрали с самого начала. Свод непреложных правил включал, среди прочего, и такие пункты: не сниматься в видео, не иметь лид-вокалиста, никогда официально не распускать группу, использовать достижения техники для расширения границ сознания. Они воспринимали Art of Noise скорее как некий концептуальный - причем в первую очередь студийный - проект, чем как обычную музыкальную группу. И даже в своих так называемых живых выступлениях шли на хитрость: выпускали на сцену танцоров, которые развлекали зрителей под фонограмму. По крайней мере, с этого начиналась их концертная деятельность.
После публикации сингла "Close (To the Edit)" музыканты распрощались со своим первым продюсером и его лейблом и перешли под опеку независимой компании China Records. В 1986 году Art of Noise опубликовали второй лонг-плей "In Visible Silence", на котором был представлен хит-сингл "Peter Gunn", финалист британского Тор 10 и второй номер в американском клубном чарте. Изумительные гитарные партии записал для трека Дуэйн Эдди (Duane Eddy). Среди наиболее интересных номеров на альбоме можно отметить хитовые композиции "Legs" и "Paranoimia" (американский Тор 40). Но максимум внимания получил тем не менее "Peter Gunn", удостоенный впоследствии Grammy как лучший инструментальный трек. В том же году музыканты подготовили альбом ремиксов и концертных версий своих песен "Re-works of the Art of Noise".
А отчет о новых студийных наработках группа представила в 1987-м. Запись получила традиционно странное название "In No Sense? Nonsense!". Экспериментальный азарт натолкнул музыкантов на мысль использовать оркестр и хор, а также привлечь духовую и гитарную секции. Показательное смешение стилей демонстрируют треки "How Rapid?" и "Opus for Four". Вообще надо сказать, что новаторская смелость участников группы имела далеко идущие последствия. Их неустанные поиски и исследования предельных возможностей студийного сэмплирования и сведения записей дали мощный толчок зарождающемуся техно-движению. Созданный ими саунд представлялся столь заманчивым для сотен начинающих музыкантов, что на протяжении 90-х материалы Art of Noise сэмплировались бессчетное количество раз (скажем, ключевым моментом трека Prodigy "Firestarter" стал сэмпл "Close (To The Edit)"). Уже в материале "In No Sense? Nonsense!" можно расслышать прообраз эмбиентных танцевальных проектов Enigma или DJ Shadow.
Коллекцию лучших песен "The Best of the Art of Noise" команда подготовила в 1988. Трек-лист включал одну из самых успешных, но и самых неожиданных записей группы - композицию "Kiss" (автор - Prince), совместную работу с Томом Джонсом (Tom Jones). Сингл поднялся в первую десятку британских хитов, а певец с помощью Art of Noise реанимировал свою карьеру, в том числе и в Соединенных Штатах, где "Kiss" отметился на 31 строке поп-чарта.
Лонг-плей 1989 года "Below the Waste" отразил новое увлечение Art of Noise - теперь на повестке дня стояла world-music. Критики встретили альбом вяло, да и коммерческий эффект оставлял желать лучшего. Как отмечала пресса, "попытка создать сплав ретро-фолька, кричащих гитар, ярко выраженной перкуссии и характерного механического саунда - знак растущей творческой зрелости музыкантов, но группе не хватило опытности, чтобы грамотно и качественно освоить такую фактуру".
В 1990-м дискография команды пополнилась сборником ремиксов "The Ambient Collection", записанным под патронатом Юса (Youth), участника Killing Joke's. А через несколько месяцев случилось неожиданное: команда распалась. Без объяснения причин.
Самой закаленной и устойчивой к перипетиям судьбы оказалась Энн Дадли. Она успешно продолжила карьеру композитора и аранжировщика, записываясь с Филом Коллинзом (Phil Collins) и Джазом Коулманом (Jaz Coleman), вокалистом Killing Joke. Она писала музыку для кино, среди прочего - для комедий "Hiding Out" и "Disorderlies", стала лауреатом Brit Award за саундтрек к картине "Buster", в которой так удачно блеснул Фил Коллинз. В 1991 году Энн Дадли представила свой первый сольный альбом "Songs From the Victorious City", носивший на себе сильный отпечаток египетской и азиатской культур, а в 1995 году записала новую работу "Ancient & Modern", сочетавшую христианские церковные гимны и электронику. Наибольшего успеха она добилась в качестве кинокомпозитора. В 1997 году Энн Дадли удостоилась премии Oscar за звуковую дорожку к британской комедии "The Full Monty".
Хотя первоначальный состав Art of Noise не собирался много лет, дискография команды периодически пополнялась сборниками ремиксов, которые были лучшим доказательством того огромного влияния, которое лондонские экспериментаторы оказали на всю танцевальную музыку 90-х.
Прошло целых десять лет с момента издания последнего студийного альбома "Below the Waste". И только в 1999 году Треворн Хорн, Энн Дадли и Пол Морли решили вспомнить счастливое прошлое и подготовить еще один альбом. Концептуальная эмбиентная запись "The Seduction of Claude Debussy", как нетрудно догадаться, основывалась на музыке французского композитора-модерниста Клода Дебюсси, оказавшего, в свою очередь, решающее влияние на музыку 20 века - от Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Майлза Дэвиса (Miles Davis) до Cocteau Twins и Брайана Ино (Brian Eno). Пользуясь технологиями собственного изобретения, впоследствии взятыми на вооружение и другими музыкантами, Art of Noise сэмплировали ритмы хип-хопа 80-х и его позднейшей параллели, родившейся в 90-е, - драм-н-бэйсса. На период студийных сессий им понадобилась помощь гитариста, клавишника и вокалиста Лола Крима (Lol Creme; экс-участник 10сс), Кевина Годли (Kevin Godley) и рэппера Ракима (Rakim). "The Seduction of Claude Debussy" был выполнен с уже знакомым перфекционизмом, с максимальной смысловой концентрацией, с экспериментальным азартом, с уверенностью в мистической силе мелодии и ритма. Сами музыканты рассматривали альбом как саундтрек к несуществующему фильму о жизни Клода Дебюсси.
Вскоре после релиза "The Seduction of Claude Debussy" Art of Noise совершили и концертный камбэк, выступив в лондонском зале Shepherd's Bush Empire. Современные технологии шагнули уже так далеко, что воспроизвести на сцене даже самые хитрые студийные примочки оказалось вполне возможным. А вот продолжить свою рационализаторскую музыкальную деятельность участники Art of Noise больше так и не решились...