Совместное детище Риса Фалбера (Rhys Fulber) и Билла Либа (Bill Leeb), проект Delerium стал еще одним объектом приложения сил и реализации многочисленных музыкальных амбиций этой неугомонной пары. Двигаясь одновременно в нескольких разных направлениях, с 1986 года они начали репетировать и записываться под именем Delerium (слегка искаженное слово "бред"). В рамках этого "бредового" проекта Фалбер и Либ наловчились создавать чрезвычайно странные и необычные звуки, которые по крайней мере в их родном Ванкувере не знали прецедентов. За новые сэмплы отвечал Билл Либ, который также разрабатывал общую концепцию группы, сочинял тексты, писал партии струнных, создавал секвенции. Фалбер, в свою очередь, обрабатывал сэмплы, занимался программированием, используя базовые вокальные и струнные партии, чтобы выкраивать причудливые мелодии и кружевные аранжировки. В результате этой только с виду "бредовой", а на самом деле глубоко продуманной деятельности родился тонизирующий коктейль из эмбиента, поп-рока, электроники и данс-ритмов.
Жители Ванкувера Рис Фалбер и Билл Либ - успешные многодетные родители ряда очень интересных музыкальных начинаний. В музыку они пришли разными дорогами. Рис Фалбер родился и вырос в Ванкувере, Канада, в семье профессионального музыканта. Одно из самых ярких воспоминаний детства - концерт Kraftwerk, на который он попал в пятилетнем возрасте. С этого-то все и началось. В шесть лет Рис уже осваивал барабаны, в десять отец брал его с собой в студию звукозаписи, а еще лет через пять он познакомился с драм-машиной и синтезаторами. Семья Билла Либа эмигрировала в Канаду из Австрии, когда мальчику было 12 лет. В старшей школе он начал играть в новенькой команде Skinny Puppy, куда вскоре пришел и Фалбер. Они участвовали в сессиях, результатом которых стал первый ЕР этой индастриел-группы "Remission" (1984).
В 1986 году Рис Фалбер и Билл Либ потеряли всякий интерес к Skinny Puppy. Они распрощались с командой и затеяли собственный проект Front Line Assembly, который дебютировал с альбомом "The Initial Command" в конце 1987 года. Творчество Front Line Assembly сразу приобрело довольно зловещий оттенок. В композициях использовались устрашающие сэмплы, агрессивные перепады громкости и темпа. FLA выдерживали насыщенный творческий график на протяжении всех 90-х, выпустив десятки крепких альбомов, в которых перебрасывали мостик между индастриал-роком и альтернативой.
Уникальность творческого союза Фалбера и Либа - в постоянной динамике, непрерывном поиске новых форм самовыражения. Этот поиск периодически увенчивался созданием более или менее известных и/или удачных "побочных" проектов, которые порой затмевали основные. Так произошло и в случае с Delerium.
За плечами Риса Фалбера к моменту зарождения Delerium имелся уже кое-какой экспериментаторский опыт, в том числе и в рядах достаточно экстремальных групп киберпанковского толка. Создавая в 1988 году Delerium, к которому он относился особенно трепетно, музыкант дал волю своим давно сдерживаемым данс-эмбиентным аппетитам, более спокойным и светлым. В конце 80-х и начале 90-х коллектив нашел приют на маленьком германском лейбле Cleopatra. Занимаясь продюсированием самостоятельно, но под ненавязчивой опекой менеджеров Cleopatra, Фалбер и Либб с конца 80-х до середины 90-х подготовили шесть альбомов нового материала. Если дебютная запись Delerium "Faces, Forms and Illusions" (1988) вызвала самый умеренный интерес публики, то второй альбом "Morpheus" (1989) получил гораздо более широкий отклик, в частности у критиков, отмечавших глубокое проникновение в дух язычества. "Morpheus" не раз называли одним из самых значительных альбомов в каталоге Delerium. В 1990-91 годах в дискографии дуэта появились еще три сходных по стилистике лонг-плея: "Syrophenikan", "Spiritual Archives" и "Stone". Обволакивающая атмосфера эмбиента, энергичные клубные ритмы, проникновенность альтернативного поп-рока - Фалберу и Либбу удалось совместить почти несовместимое.
Им в принципе удавались невероятные вещи. С конца 80-х до сегодняшнего дня в их ведении находились, кроме уже названных Front Line Assembly и Delerium, еще три относительно раскрученных проекта. Индастриел-группа Noise Unit, рожденная в насыщенном событиями 1990 году, успела опубликовать пять альбомов. Под именем Synaesthesia в середине 90-х двое музыкантов выпустили три лонг-плея в стиле индастриел и альтернативный поп-рок. Еще один их совместный проект Intermix специализировался на электронном техно, которое перекликалось с творчеством Front Line Assembly и Delerium. За 1992-95 годы в каталоге Intermix появились три альбома.
Но вернемся к Delerium, который наряду с FLA остается самым долгоиграющим начинанием двух коллег. В 1994 году они подготовили пятый диск "Semantic Spaces", в котором главный акцент был перенесен на более светлые аспекты вокального дрим-попа. Как и все предыдущие релизы Delerium, "Semantic Spaces" стал достоянием разве что продвинутой клубной публики или особо изощренных поклонников хауса и поп-эмбиента. Delerium все еще воспринимался как тепличный студийный проект почти безвестного третьего плана. Практически массовка.
Так продолжалось до 1997 года, когда в творческой лаборатории Delerium зародился переломный альбом "Karma", которому повезло не только с качественным исходным материалом, но и с многочисленными гостями. В сессиях приняли участие вокалисты и вокалистки Сара Маклахлен (Sarah McLachlan), Кристи Тирск (Kristy Thirsk), Джак Хант (Jacqui Hunt), Камилль Хендерсон (Camille Henderson) и другие. Слушателей очаровывала мрачная, гипнотизирующая атмосфера записи. На волне вспыхнувшего интереса к этно-фьюжну (в работах Dead Can Dance, Enigma, Deep Forest), альбом пользовался большим спросом у поклонников нью-эйджа. Это был первый релиз, который отметился в американском рейтинге Top New Age Albums, причем попал в Тор 5. А сингл "Silence" (с вокалом Сары Маклахлен) стал международным танцевальным хитом. В Великобритании трек поднялся на третью позицию поп-чарта, в Ирландии он стал хитом номер один, а в Австралии, Канаде и Бельгии вошел в Тор 5. Не без помощи сингла лонг-плей "Karma" разошелся тиражом более 250 тысяч копий. Основатели Delerium почувствовали, что значит превратиться в культовый проект.
С появлением альбома "Poem" в 2001 году положение дел только усугубилось. Delerium представили стильный и романтичный альбом, сочетающий рефлективность и артистизм. Продолжая успешное сотрудничество с приглашенными вокалистами, Либб и Фалбер привлекли к записи рок-певца Мэтью Свита (Matthew Sweet), солисток Кэтрин Блейк (Katharine Blake), Кристи Хокшо (Kirsty Hawkshaw) и других. Более того, тандем продюсеров решил расширить звуковую палитру Delerium за счет живых инструментов - арфы, гобоя, акустической гитары и секции струнных, которые придавали еще большую остроту их изысканным сэмплам. "Poem" пользовался популярностью и на родине, и далеко за ее пределами. В США диск вошел в тройку лидеров чарта Top New Age Albums.
Между тем Рис Фалбер, который несколько лет назад уже уходил от Билла Либа (а именно - из Front Line Assembly), снова выбрал самостоятельную дорогу. В рядах Delerium его заменил Крис Петерсон (Chris Peterson). Это было логичным продолжением сотрудничества Либа и Петерсона, который в 1998 году ликвидировал пробел в Front Line Assembly после ухода Фалбера. С приходом Петерсона другие сайд-проекты Либа и Фалбера потеряли актуальность. Зато появились новые, затеянные тандемом Либ-Петерсон, в частности Pro-Tech и Equinox, специализирующийся на драм-н-бейссе.
В 2003 году Либ почувствовал, что соскучился по спокойной, задумчивой мрачности Delerium. И тогда в дискографии группы появился новый лонг-плей "Chimera". Сохраняя верность своим фирменным стилистическим причудам, музыканты сделали ставку на приглашенных вокалистов, которых на этот раз было особенно много, как уже знакомых фанам, так и совершенно новых - Маргарет Фар (Margaret Far), Лей Нэш (Leigh Nas), Рейчел Фуллер (Rachel Fuller), Рани (Rani) и так далее. По коммерческим показателям диск "Chimera" оказался самым успешным в биографии Delerium. Он возглавил американский чарт нью-эйджа и стал хитом номер два в рейтинге электронных альбомов. Оба промо-сингла, "After All Hot" и "Truly Hot", финишировали в Тор 10 клубного чарта США.
За 17 лет своей музыкально-продюсерской активности Рис Фалбер и Билл Либ создали пять полноценных проектов и подготовили 33 студийных альбома. Плодовитость, достойная если не восторга, то удивления. "Мы постоянно занимаемся несколькими разными проектами, делаем то одно, то другое, - комментирует ситуацию Билл Либ. - Мы никогда на работали как одна группа, объединенная единственной общей для всех целью. Мы открыты для всего нового и готовы к тем изменениям, которые приносит каждый новый день. Это один из способов выжить в шоу-бизнесе".