Имя американской исполнительницы и композитора Сьюзан Чани прочно вошло в число тех, без которых современная музыка просто немыслима. Будучи звездой мирового уровня, в послужном списке которой уже одиннадцать сольных альбомов, участие в создании многочисленных саундтреков для кино и телевидения, а также книг с партитурами для фортепиано, Сьюзан Чани не раз удостаивалась престижнейших наград. Например только на «Грэмми» она номинировалась четыре раза (в 1988, 1991, 1996 и 1997 годах) и два раза (в 1992 и 1993 годах) признавалась журналом «Keyboard Magazine» лучшим ньюэйджевским клавишником (Best New Age Keyboardist). При этом ее альбомы раскупались большими тиражами как в Америке, так и в Европе. В 1994 году Сьюзан побывала и в России. Результатом этой поездки стал ее альбом «Dream Suite» («Сюита мечты»), записанный совместно с российскими музыкантами.
На разных этапах жизни Чани интересовалась самой разнообразной музыкой. Самое большое влияние на ее творчество оказали композиторы-классики, произведения которых она исполняла и слушала, будучи ребенком: Бах, Шопен, Моцарт, Чайковский, Григ, Брамс, Дебюсси, Равель, Бетховен, Шостакович, Барток, Пуччини, Верди - и это далеко не полный список. Ее родители были замечательными людьми, они дали Сьюзан возможность играть на прекрасном пианино «Стейнвей» и полную свободу воплощать свои мечты.
После окончания университета она начала активно писать живую музыку для кино и телевидения, сначала в Лос-Анджелесе, а затем и в Нью-Йорке, где она стала пионером в новой области исполнения музыки и звукорежиссуры. Работа в «траншеях» музыкального бизнеса позволила ей узнать различные аспекты музыки, получить опыт работы с очень талантливыми студийными музыкантами и научиться писать и исполнять музыку «под давлением».
Альбом Сьюзан «Dream Suite» был записан в 1994 году в Москве. В этом альбоме ей удалось воплотить свою мечту о создании большого произведения для фортепиано с оркестром. Она решила записываться с оркестром в России по нескольким причинам. Сьюзан хотелось наконец-то приехать в страну, которая всегда восхищала ее высоким уровнем профессионализма исполнительского мастерства. Здесь она хотела поработать с молодыми музыкантами, чтобы они привнесли в музыку русское чувство страсти. Она была несколько расстроена тем, что многие артисты начали покидать страну.
Ранние альбомы Сьюзан были признанием в любви к музыкальной технологии и, в частности, к аналоговому синтезу музыки с помощью синтезатора «Buchla». С годами она начала активнее использовать акустические инструменты, включая фортепиано, которое было ее первым инструментом, но которое она отвергала в течение десяти лет, в период интенсивного увлечения электронной музыкой. Эта эволюция в сторону акустики, развивалась параллельно с изменениями в музыкальной технологии, которые она считала менее интересными с точки зрения звуковых возможностей. Когда развитие синтезаторов начало приходить к тому, что они стали имитировать акустические инструменты, Сьюзан почувствовала, что интереснее вернуться к исполнению музыки на оригинальных акустических инструментах, а также к музыкантам, которые посвящают жизнь работе с этими инструментами. Поэтому на ее более поздних альбомах представлены как оркестры, так и ее любимые музыканты, которые не только специализируются в области классической музыки, но и занимаются джазовыми импровизациями.
В работе над альбомом «Turning» ( «Поворот»), она продолжила писать музыку для фортепиано с инструментами, использовавшимися в альбоме «Live!»: гобой, флейта, скрипка, виолончель, гитара, бас и перкуссия. Во время гастролей в Испании и Азии с группой «The Wave» («Волна»), которую Сьюзан сформировала для записи концертного альбома «Live!», ей захотелось написать музыку для тех исполнителей, которые не только играют классическую музыку, но и могут импровизировать. В исполнении заглавной композиции принимала участие замечательная вокалистка, с которой Сьюзан познакомилась на гастролях в Тайване - Чи Ю (Chyi Yu). Поэтому Сьюзан впервые писала как музыку, так и текст для своего альбома. Также альбом включает композиции, исполненные музыкантами группы «The Wave».Все участники группы «The Wave» - великолепные музыканты и чудесные люди. Сьюзан чувствует себя очень счастливой, работая с ними. Дольше всего она знакома с Тежа Беллом (Teja Bell), так как она начала работать вместе с ним много лет назад, когда отправилась в Калифорнию для записи альбома «History Of My Heart» ( «История моего сердца») . Позднее она познакомилась с Полом Маккендлессом (Paul McCandless), о котором я слышала в течение многих лет, но потом оказалось, что он живет в том же самом маленьком городке, в котором сейчас живет и сама Сьюзан. Майкла Мэнринга (Michael Manring) Сьюзан впервые увидела на одном из его концертов. Один раз он играл одновременно на трех бас-гитарах! Он просто мастер в игре на бас-гитаре. На скрипке играет Стив Киндлер (Steve Kindler), с которым Сьюзан познакомилась через Тежа, когда собралась записывать «History Of My Heart» .
В записи одного из очень успешного альбома Сьюзан - «The Velocity Of Love» («Скорость любви») принимал участие Вангелис. Она познакомилась с Вангелисом в Лондоне, в начале восьмидесятых и пригласила его принять участие в записи своего альбома «The Velocity Of Love». Вначале они работали на его студии, а затем - на студии Сьюзан в Нью-Йорке. Он участвовал в записи трех ее композиций, работая на синтезаторе «Yamaha CS-80». При работе над этими композициями Сьюзан специально оставляла место для того, чтобы Вангелис добавил свои импровизации. По словам Сьюзан «он был как жизненная сила, обладая характером «большим чем жизнь», большой страстностью и чувственностью». Вангелис не читает и не пишет нот, но у него сильное ощущение классики. Он пишет музыку широкими мазками, со спонтанностью и четким ощущением, что должно быть высказано в музыке.
Музыка Сьюзан использовалась в фильмах «Earthdance» («Танец Земли») и «Earthscapes» («Виды Земли»), выпущенных компанией «Miramar Productions». Эти сборники фильмов были созданы Дэвидом Фортни (David Fortney), с которым она активно работала на протяжении ряда лет. Дэвид - оператор-видеохудожник, обладающий уникальным дарованием, и его творчество очень близко Сьюзан. Для своих фильмов он выбрал несколько ее записей, к которым подобрал свои поэтические зарисовки природы.
Несколько лет назад Сьюзан выпустила видеосборник под названием «Natura Poetica», на котором представлены работы нескольких операторов-видеохудожников, включая и Дэвида Фортни.
Сьюзан в течение долгого времени жила и работала на Капри. Она отправилась в Италию, чтобы найти свои «корни» - встретиться со своими итальянскими родственниками и обрести вдохновение в своей любимой стране. Остров Капри был идеальным местом, где можно было провести зиму: он обладает исключительной природной красотой и всегда привлекал творческих людей. Плюс к этому, он находится недалеко от дома ее семьи, где родился ее дедушка и где до сих пор живут ее двоюродные братья. Все итальянские открытия Сьюзан стали частью музыки к альбому «Hotel Luna» («Отель Луна»).
Около семи лет назад, прожив и проработав в Нью-Йорке 19 лет, Сьюзан решила радикально изменить свою жизнь и переехала в весьма отдаленный от цивилизации небольшой домик на берегу океана в северной Калифорнии. Там она была вполне счастлива, окруженная прекрасной природой, но все же чувствовала себя немного одиноко. И вот, по счастливой случайности, однажды к ней зашел Джо. Сьюзан думает, что это можно назвать судьбой. С тех пор они всегда вместе. Будучи адвокатом, Джо стал президентом их музыкальной компании «Seventh Wave Productions». А как музыкант он продюсировал два альбома Сьюзан - «Pianissimo II» и «Suzanne Ciani And The Wave: Live!».
Для своей работы Сьюзан использует компьютерное оборудование «MacIntosh G3» с цифровым музыкальным процессором «Mark Of The Unicorn», программное обеспечение 2408 digital recording, микшер «Yamaha M01V», ревербераторы «Lexicon» и динамики «Genelec». А для непосредственного исполнения музыки - фортепиано «Yamaha Disklavier Piano» и ряд синтезаторов фирм «Yamaha», «Roland», «Korg», «Kurzweil», «Kawai» и «Alesis».
Помимо музыки, Сьюзан любит играть в теннис, гулять на природе, готовить, коллекционирует черно-белые фотографии и изучает языки. Она старается проводить часть каждого дня на незагрязненной природе, прогуливаясь пешком, и это нетрудно осуществить, так как она живет в прекрасном месте, занимается йогой почти каждый день, но не столько в духовном плане, сколько для поддержки тела.
В своей музыке Сьюзан старается выражать свою собственную простую истину, быть собой. Она хочет создавать что-то из долговременных ценностей, хорошо структурированных музыкальных композиций, которые основываются на поэзии.
Она хочет жить полной жизнью, находя время как для искусства, так и для общения со своей семьей. У Сьюзан нет детей, но много сестер, племянниц и двоюродных братьев и сестер. Она хочет продолжать ценить простые радости жизни, а также изучать и приобретать новый опыт, особенно познавать людей из других культур.
Сьюзан счастлива оттого, что ее музыка помогает кому-то в этом мире. И это побуждает ее снова и снова творить и создавать замечательные мелодии, которые так любят ее многочисленные поклонники.