Эдуард Артемьев - композитор, чье имя у многих ассоциируется с электронной музыкой. С необычными звучаниями, которые по богатству оттенков и необъяснимому акустическому комфорту легко различимы в современном звуковом космосе. С особым образным миром, чувством пространства, так поражающего воображение.
В адрес музыки Артемьева раздаются признания, касающиеся различных ее сторон: технической - "непонятно, как это сделано", "в природе нет подобных тембров"; эстетической - "бесконечно красиво"; духовной - "столкновение с истиной".
Академическое образование Артемьев получил в Московской консерватории по классу композиции Юрия Шапорина. Встреча с инженером Евгением Мурзиным - создателем одного из первых в мире синтезаторов - решила его судьбу. "Электронная музыка открывала невероятные перспективы для творчества. Это была настоящая terra incognita. В своей практике композиторы на нее еще не ступали". Это произошло в 1960 году. А в 1968, когда Мурзин представлял на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции свой уникальный "АНС" и выполненные на нем композиции Артемьева, итальянская пресса сообщала: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве" ("La Stampa", 14 июня 1968).
Сегодня Артемьев - признанный лидер русской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является.
В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.
Сочинения 60-х - начала 70-х годов принадлежат эстетике авангарда. Благодаря электронике, которая позволила проникнуть в качественно иной акустический мир, звуковая краска, тембр стали областью поиска новых музыкальных закономерностей и связей. "Звук - это палитра тончайших и богатейших оттенков красок. Электроника привносит в нее новые качества: особое акустическое звучание, безграничную протяженность, тембровое многоцветие". В электронике Артемьев находит то, что отвечает его дарованию. Синтезатор для него - возможность "сочинять" звук, тембр, ваять его, придавать форму, "цвет", энергию, протяженность. Увлекательнейшая задача для музыканта, который обладает воображением творца, талантом колориста и интуицией изобретателя!
Его открытия в сфере колорита раздвинули границы восприятия тембра. В композиции "Мозаика" (1967) тембры - "соноры" становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. "Мозаика" обрела признание на фестивалях Флоренции, Венеции, Кельна, Буржа.
"Возможность проникновения в микро космос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств" Артемьев осуществил в композиции "Двенадцать взглядов на мир звука" (1969). Уникальный технический замысел - создать серию акустических "вариаций на один тембр" олицетворяет собой идею единства микро- и макромира. "Пространство тембра" Артемьев сравнивает с перспективой: "Продолжать эти вариации можно сколько угодно, ибо такое количество обертонов (как у тембра темир-комуза - М.К) можно комбинировать бесконечно" "Мозаика" и "Двенадцать взглядов" вошли в пластинку "Музыкальные приношения" (1990) и в компакт диск "Electroshock Presents: Electroacoustic Music. Vol. IV. Archive Tapes. ANS (1964-1971)", выпущенный студией "Электрошок Рекордз" в 1999 году.
К эстетике авангарда примыкает и музыка к фильмам Андрея Тарковского. Неординарные задачи, поставленные режиссером, требовали таких же творческих усилий от композитора. Сочинение музыки к "Солярису", "Зеркалу", "Сталкеру" вылилось в серьезные эксперименты в области электроники и в специфической сфере аудио-видеоконтакта.
С середины 70-х годов стиль Артемьева меняется в сторану "новой простоты". Диалог академической традиции и рок-эстетики отвечает иным, "более глобальным задачам: ассимиляции стилей, жанров и направлений предшествующей и существующей музыки, а также освоению всего звукового слышимого пространства как акустико-физического феномена". Этим задачам резонировало и желание испробовать себя в открыто эмоциональном, интуитивном самовыражении. "Тембровое многоцветие" сохраняет для композитора свое значение, однако активнее включаются традиционные элементы письма, появляется новое ощущение мелодии, ритма, гармонии.
Эти творческие устремления воплощены, хотя и по-разному, в целом ряде сочинений. В декларативном виде - в кантате "Ода доброму вестнику" на текст Пьера де Кубертена, написанной к Олимпийским играм в Москве (1980). "Я решил пойти по пути не синтеза, а "симбиоза" всех доступных мне выразительных средств и каждую часть кантаты написать в специальной технике и разных жанрах, где объединяющим стержнем служили бы выразительные возможности электроники" (авторская аннотация к пластинке "Оды" ("Ритуал").
В разнообразных пропорциях и сочетаниях синтез "музык" осуществлен в quasi-симфониях "Семь врат в мир Сатори" и "Пилигримы" ("Peregrini"), в поэмах на литовские тексты "Белый голубь", "Лето", "Видение", в музыке к фильмам "Сибириада", "Охота на лис", "Конец вечности", "Лунная радуга", в кантате "Тепло земли", в опере "Преступление и наказание" по роману Ф. Достоевского.
В произведениях конца 80-х годов начинает ощущаться новое качество. Унаследованные от эстетики 70-х демократические устремления смыкаются с авангардными идеями, рациональное с интуитивным. Речь идeт прежде всего о ностальгическом цикле, созданном на основе музыки к фильмам Тарковского "Солярис", "Зеркало", "Сталкер" (1989).
Международный резонанс получила другая работа композитора - "Три взгляда на революцию", написанная к 200-летию Французской революции для Фестиваля электронной музыки в Бурже (1989) по заказу то организаторов. Как писала португальская газета "Diario de Lisboa", "настоящим открытием стало произведение "Три взгляда на революцию" советского композитора Эдуарда Артемьева: его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством. Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии" (из статьи "Синтез" и "Французская революция" lorge Peixinho, 27 окт. 1989).
Много и интересно Артемьев, работает в кино. Он один из самых признанных мастеров киномузыки. Режиссеры верят в успех фильма, если в его создании участвует Артемьев. Зрители же нередко бывают привлечены в кинотеатр именем композитора на афише или в рекламном анонсе. Не удивительно, что так популярны и пластинки автора с записью киномузыки, в частности диск "Картины-настроения" с фрагментами из нескольких киноработ и двойной компакт-диск "Музыка к фильмам Никиты Михалкова". Киномузыка Артемьева вызвала интерес и за рубежом. Во Франции появилась пластинка с музыкой к сериалу Андрея Кончаловского "Сибириада". В Голландии был выпущен в свет компакт-диск с большим электронным циклом, созданном по мотивам музыки к фильмам Андрея Тарковского, куда вошла также композиция "Океан", посвященная памяти режиссера (1989). Этот же альбом был переиздан Российской студией "Электоршок Рекордз" в 1999 году.
Более ста сорока "озвученных" картин впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, а также разнородностью художественных задач. Не имеет значения, решаются ли они средствами электроники или симфонического оркестра. Композитор работает и с сэмплерами, и, если нужно, с акустическими инструментами, с оркестром.
В творческих контактах многое решает композиторская индивидуальность Артемьева. С Никитой Михалковым сделаны все фильмы и постановка "Механического пианино" на сцене Театра ди Рома. "Когда я впервые услышал его музыку, - вспоминает Н. Михалков, - меня: подкупила ее удивительная мелодичность... Одновременно композитор обладает поразительными способностями стилиста".
"Артемьев великолепно чувствует экран, - отмечает Вадим Абдрашитов. - Он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра. Ему по плечу самые сложные задачи. Уверен, что его возможности полностью, до конца еще не раскрылись". Музыка к фильму "Охота на лис" вошла в музыкальный цикл "Картины-настроения".
"Вы спрашиваете, почему я на "Гомера и Эдди" и ("Homer & Eddie") пригласил Артемьева, - размышляет Андрей Кончаловский, - Конечно, прежде всего потому, что он талантлив, мне с ним очень легко". Сотрудничество, начатое в "Сибириаде", в работе над оперой "Преступление и наказание", которую композитор планирует завершить осенью 2000 года (сценическая концепция принадлежит Кончаловскому), продолжается на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке", а также на студиях Голливуда, в фильмах "Дуэт для одного" ("Duet for One"), где в кадре звучит артемьевское "Credo" из электронного Реквиема (1987), и "Гомер и Эдди" (1988).
Андрея Тарковского привлекала аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы, Артемьев участвовал в трех фильмах Тарковского, а также в спектакле "Гамлет", поставленном Тарковским в 70-е годы в Москве.
Чувство ансамбля - качество, ценимое в композиторе, работающем в кино. Артемьев любит и умеет создавать ансамбль. Его тонкое понимание кино языка, манеры, почерка режиссера - это и опыт, и особый дар. "Кадр действует на меня самым чудодейственным образом. Я всегда терпеливо жду, что покажет мне режиссер, и тогда его стиль, язык, образная система мышления рождают во мне ответную реакцию".
Кино музыкальная стезя сталкивает композитора с разными историческими стилями. В музыке к фильму "Гобсек" слышны традиции лирико-драматических симфоний XIX века, возвышенный трагизм барокко достигнут в "старинной" музыке для инструментов Страдивари ("Визит к Минотавру"). Полон обаяния чувствительный излом в манере ретро ("Раба любви"). Сложнейшее сплетение культур Востока и Запада символизирует обработка европейской мелодии XV века в стиле и в звучаниях медитаций дзэн-буддизма ("Сталкер").
Серьезные успехи в электронной и компьютерной музыке достигаются обычно в сотрудничестве композитора и инженера. "Технотронность" Артемьева позволяет объединить их в одном лице. Он и автор композиции, и программист, он же находит техническое воплощение своих музыкальных идей. Они исполнитель, и звукорежиссер.
Периоды длительного отшельничества у себя в студии, где Артемьев создает свои композиции, сменяются поездками на фестивали электронной музыки в Балтимор - "Res musica" International Electroacoustic Music Festival, в Бурж - "Synthese" Festival International de Musique Experimentale de Bourge , на фирмы звукозаписи или киностудии, а также для участия в деятельности Интернациональной конфедерации электроакустической музыки (I.C.E.M.) при UNESCO, куда входит Российская Ассоциация электроакустической музыки, президентом которой он является.