Композитор и музыкант Майк Роуленд – один из пионеров new age, оказавший огромнейшее влияние на эту музыку.
Сочинения Майка Роуленда — это тайна. Кто-то сказал такие слова о нем: «Пока есть люди, создающие столь замечательную музыку, в мире будет существовать нечто прекрасное». Стоит сказать, что три из четырех писем, приходящих на студию “Oreade Music” (на которой выходят альбомы Майка), посвящены именно ему. Итак, в чем же заключается тайна?
Он исполняет свои произведения на стареньком фортепиано “Steinway”, добавляя к своим аранжировкам скрипичные партии. Для их наложения он обычно использует специальный синтезатор старой модели с очень «теплым» звуком. Мелодии Роуленда на удивление просты. Некоторые люди, послушав его композиции, заявляли, что они и сами могли бы сочинить эту музыку. Однако второго Майка до сих пор нет. И, может, потому, что его мелодии очень интуитивны и сердечны. Для них нет языковых или каких-то иных преград, они близки душам всех людей.
Так его композиции были восприняты впервые, такими остаются и сейчас. Эта музыка обращается ко всем, но при этом она никогда не становится сентиментальной. Слушатель всего лишь должен постараться проникнуться ее естественной простотой. Если он не сможет, то музыка Роуленда окажется бессмысленной и пройдет мимо его сознания. Произведения композитора предоставляют слушателям пространство для легкой меланхолии, душевности и теплоты; они приглашают всех в мир гармонии.
Так кто же все-таки такой Майк Роуленд? Британец и джентльмен, простой, немного застенчивый. Родился он в Лондоне в 1958 году, как раз в то время, когда появились на свет «Beatles». Его родители любят с гордостью демонстрировать пианино, на котором он играл в детстве. Уже в возрасте двенадцати лет юный талант писал тексты для поп-композиций. Роуленд очень чувствителен: музыка для него стала возможностью выразить нечто из его неуловимого вдохновения, стремящегося найти выход.
После окончания школы Майк в результате нескольких удачных финансовых операций стал владельцем небольшого антикварного магазинчика в Лондоне. Он нежно заботился о каждой вещи, продаваемой в магазине, придавая ей нечто особенное, личное. Позднее музыкант будет так же заботиться о каждой выпущенной им записи. Роуленд выступал, играя на органе, и в концертном зале «Альберт Холл», и в Соборе Святого Павла. Дома же Майк погружался в мечты за фортепиано или синтезатором.
Необходимо упомянуть об одном очень интересном событии, случившемся с музыкантом в начале восьмидесятых. Во время прогулки по густому лесу Майк внезапно услышал неземную, волшебную музыку, изливающуюся на него непонятно откуда. Роуленд был зачарован и ошеломлен. Вернувшись домой, он, как сумел, исполнил услышанную музыку перед микрофоном, подключенным к обычному бытовому магнитофону: у него просто не было другой записывающей аппаратуры. Как художник, создающий свою картину только один раз, Роуленд не смог исполнить эту музыку вторично. Так и был рожден альбом «The Fairy Ring» («Волшебное кольцо»). Не знаю, как вам, но мне его название, да и вообще вся музыка Роуленда, по духу созвучны со знаменитым толкиеновским «Властелином колец». Но вернемся к «The Fairy Ring». Майк дома сделал несколько копий своей записи и отдал их в магазины и распространителям, занимающимся импровизационной музыкой. Этот момент и ознаменовал зарождение в Англии стиля, названного new age.
Также это стало и началом огромного интереса к музыке Майка Роуленда. Причем все случилось без участия рекламных кампаний, видеоклипов и тому подобного, что обычно присуще шоу-бизнесу. В небывалом успехе «виноваты» сами композиции Роуленда — очень сильные и эмоциональные, хотя на первый взгляд они и кажутся простыми и незамысловатыми. Слушатели, особенно те из них, кто занимается разнообразными духовными практиками, оценили эту музыку, записанную без использования сложной аппаратуры. Круг его поклонников — это еще и те, кто сейчас воплощает свои личные идеи в политических программах, статьях, радио- и телевизионных передачах, заботящиеся о питании, здоровье, экологической безопасности нашего общего дома, то есть люди с наднациональным, или, если хотите, общемировым мышлением.
Как развивалась дальше карьера Майка? Естественно, его записи, которые не соответствовали стандартам, крупные музыкальные компании отклоняли. Поэтому ему пришлось тиражировать их самому. Он приобрел несколько кассетных магнитофонов и работал не покладая рук, днем и ночью. Небольшие партии кассет он рассылал в различные магазинчики, часто даже забывая приложить к ним счет за расходы. Большие же компании он просто игнорировал: нелюбовь была взаимной. Затем Роуленд начал давать нерегулярные концерты для небольших аудиторий. Постепенно он приобретал все большую известность. Первая популярность пришла в Голландии, еще он принял участие в нескольких музыкальных фестивалях в Англии и затем в “Paravision”, проходившем в Гааге.
В 1986 году в маленьком зале “Amsterdam Concert Hall” Роуленд дал два вечерних концерта вместе с известным американским нью-эйджевским музыкантом Эолией (Aeoliah). Именно тогда он решил заключить контракт с известной голландской студией “Oreade Music”, специализирующейся на музыке new age (может, Эолия и подсказал Майку эту идею). Надо сказать, что эта фирма впоследствии весьма успешно распространяла его записи. Количество проданных альбомов постоянно росло, и в итоге каждый диск Майка разошелся тиражом, превышающим 600000 экземпляров, что более характерно для представителей мэйнстрима, к коим Роуленд никогда не принадлежал.
Майк успешно творил. После «The Fairy Ring» он записывает «Silver Wings», «Titania», «Solace», «The Brighter Side», «Precious Love» и «And So To Dream». И здесь нельзя не сказать несколько слов о «Tитании». Майк Роуленд переложил на музыку историю Шекспира о Титании — маленькой королеве волшебной страны, полюбившей простого человека. Этот альбом можно просто назвать историей любви, где нежные, умиротворяющие фортепианные мелодии, напоминающие колыбельную, уносят слушателя в некий чудесный мир, исцеляя душу и наполняя сердце радостью и спокойствием. Наиболее же известным из вышеупомянутых альбомов стал, пожалуй, «Silver Wings», признанный классикой new age. Помимо этого, кинозвезда Ширли Маклейн использовала музыку с «The Fairy Ring» в своей программе «Inner Workout». Только за первые семь недель было продано более ста тысяч копий видеокассет с этой программой. Кстати, вскоре Майк выпустил новую, очень чувственную фортепианную версию «The Fairy Ring».
Итак, музыка Роуленда стала известна во всем мире, получив признание от Австралии до Восточной Европы. А что же сам музыкант? Обычно люди смеются при известиях, что исполнитель, имеющий большой успех, живет очень скромно. Но таков уж Майк. Он ведет простую жизнь в провинции, разводит кур, работает в саду и много времени проводит со своей семьей. Он не любит выступать с концертами, лишь время от времени, повинуясь вдохновению, создает свою неповторимую музыку.
Что еще можно сказать о нем? Если вы любите сказку, если вы хотите вспомнить свое детство, обязательно послушайте музыку этого настоящего джентльмена new age. Она позволит вам вновь отправиться туда. Его мелодии, до краев наполненные любовью, состраданием и чарующим волшебством, обладают способностью пробуждать эти чувства в сердце человека, затрагивать нечто глубокое, сокровенное, когда слова становятся уже не нужны...