Дата: Понедельник, 13.06.2011, 01:34 | Сообщение # 21
Продвинутый
Группа: Администраторы
Сообщений: 463
Статус:
Кельтская музыка
Кельтская музыка — термин, используемый для обозначения различных музыкальных жанров, выросших из традиционной кельтской музыки.
Разновидности кельтской музыки
Ирландская музыка
Самым древним стилем исполнения считается пение шан-нос (sean-nos — старый стиль). Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения. Шан-нос оказал определенное влияние на инструментальную музыку, что выражается в наличии большого числа партий для солирующих инструментов в подобной музыке. Старейший инструмент ирландской музыкальной традиции — арфа, которая рассматривалась как профессиональный инструмент. В XVI веке в Ирландию попала скрипка, а к XIX-му сложилась ирландская локтевая волынка (uilleann pipes) в ее современном виде, в середине XIX века пришел аккордеон. К 1920-м годам стали появляться кейли-бэнды — группы музыкантов, игравшие на танцевальных вечерах. В 50х гг. ХХ века для борьбы с влиянием американской музыки Шон О’Риада, композитор и преподаватель, основал «Ceoltoiri Chualann», группу, посвятившую себя новому прочтению традиционной ирландской музыки. Часть ее участников позже основали «Chieftains», которые много сделали для того, чтобы представить эту музыку вниманию более широкой аудитории. Примеру «The Chieftains» последовали несколько других групп, в их числе «The Dubliners», «Planxty» и «Clannad». В 1960-70-е годы в Ирландии произошло «фолк-возрождение», благодаря которому ирландская музыка стала известна далеко за пределами Зеленого Острова.
Seán Ó Riada, The Chieftains, The Clancy Brothers, The Irish Rovers, The Dubliners, Sweeney's Men, Planxty, The Bothy Band, Clannad, De Dannan, Altan, Arcady, Dervish, Patrick Street, Beoga, Gráda, Danú, Teada, Karan Casey, Meav, Omnia
Шотландская музыка
Противостояние Англии и Шотландии находит своё отражение в содержании шотландских народных песен. Развитие шотландской фолк-музыки географически может быть поделено на Хайланд, где английское влияние было незначительным, и Лоуланд, где оно было более явным. Также распространены песни, сопровождающие различные виды работ, особенно валяние сукна, и бофи-баллады (bothy-ballads; песни фермеров). Работники играли также инструментальную музыку. В бофи-группах играли на скрипках, губных гармошках, тин-вистлах. Ритм отбивался каблуками по ящику, в котором хранился овес. Текст вообще мог не иметь никакого смысла и состоял из набора ничего не значащих слогов. Это искусство было известно как «дидлинг» или «разговорная» музыка (puirt a beul; mouth music).
Ewan MacColl, Alex Campbell, Арчи Фишер, Jean Redpath, Hamish Imlach, Dick Gaughan, The Gaugers, The Corries, The McCalmans, The Clutha, The Whistlebinkies, The Boys of the Lough, Silly Wizard, The Tannahill Weavers, Battlefield Band, Ossian
Музыка острова Мэн
Мало что можно сказать по поводу характера музыки на острове Мэн до XV века. Существуют многочисленные резные кресты этой эпохи, на них чаще всего встречаются изображения двух музыкантов: исполнителя на люре lur, и арфиста. Песни этой эпохи, возможно, имели скандинавские корни, некоторые из них также похожи на ирландские и шотландские. Песня «Reeaghyn Dy Vannin» очень похожа на колыбельную с Гебридских островов. Самые ранние письменные доказательства свидетельствуют о скрипичной музыке, однако, в отличие от кельтской традиции арфа здесь не применялась. Церковная музыка XIX века является наиболее документированной мэнкской музыкой. Однако её популярность снижается к концу XX века. Народная музыка острова Мэн начала своё возрождение в конце XX века, наряду с общим возрождением мэнкского языка и культуры. После смерти в 1974 последнего носителя мэнкского языка, возрождение начинается с новой энергией.
King Chiaullee, Skeeal, The Mannin Folk, Mactullagh Vannin, Moot
Корнуоллская музыка
Корнуоллская музыка известна своим подобием бретонской музыке. Некоторые старинные песни и гимны схожи с бретонскими мелодиями. Из Корнуолла было легче попасть в Бретань, чем в Лондон. Соответственно корнский и бретонский языки взаимопонимаемы. Между этими странами происходил интенсивный культурный обмен. Корнуоллские музыканты использовали множество традиционных инструментов. Документальные источники и корнуоллская иконография предполагают, что в позднем Средневековье использовались похожий на скрипку crowd, бомбарда (рожок)(horn-pipe), волынка и арфа. К XIX столетию стали популярны бойран (crowdy crawn) и скрипка. В 1920-х активно внедрялся банджо. После 1945-го популярным стал аккордеон, в 80-х он был присоединён к инструментам народного возрождения.
Brenda Wootton, Anao Atao, Bucca, Dalla, Sowena, Asteveryn, Hevva, Pyba
Бретонская музыка
В отличие от островных ирландцев и шотландцев, бретонцы поселились на материке и в большей степени испытали культурное влияние европейских народов. Этим объясняется сложность и разнообразие бретонской народной музыки, в ней нет простых джиг и рилов, им скорее присущи позднесредневековые музыкальные формы, такие как гавот, например. Кан-а-дискан (kan ha diskan) — очень специфичная манера бретонского народного пения. Его суть состоит в перекличке между поющими. Характерные инструменты: биню-коз (biniou koz, традиционная бретонская волынка, исплользующаяся, как правило, вместе с бомбардой) и бомбарда (bombarde, старинный музыкальный инструмент, предок гобоя).
Dan Ar Braz, Yann-Fañch Kemener, Denez Prigent, Soldat Louis, Gilles Servat, Didier Squiban, Alan Stivell (до 1970-го), Gérard Jaffrès, Tri Yann, Gwenael Kerleo
Уэльская музыка
Пенильон — валлийская традиция, соединяющая инструментальную музыку и поэзию: арфист играет всем известную мелодию, то время как другой музыкант импровизирует, сочиняя одновременно стихи и мелодию, переплетающуюся с мелодией первого. Пенильон дожил до XX века, хотя мастерство импровизации постепенно забывается, и теперь под пенильоном подразумевают всего лишь переплетение двух разных мелодий, одну из которых поют, а другую — играют. Наиболее популярными инструментами в Средние века были арфа, Кротта(смычковый струнный инструмент с пятью или шестью мелодическими струнами и большим числом бурдонных, вибрировавших для обеспечения длящегося аккомпанемента) и рожок pibgorn (язычковый музыкальный инструмент, состоящий из деревянной трубки и изогнутого раструба, сделанного из рога). В своё время были и волынки, но они вышли из употребления. Уэльская музыка испытала сильное влияние английской культуры. В настоящее время предпринимаются попытки по восстановлению старинных музыкальных форм и инструментов.
Nansi Richards, Llio Rhydderch, Robin Huw Bowen, Carreg Lafar, Plethyn, Fernhill, Siân James, Ar Log
Музыка Галисии, Астурии и Кантабрии
en:Music of Galicia, Cantabria and Asturias, Milladoiro, Os Areeiras, Os Rosales, Os Campaneiros, Os Irmáns Garceiras, Carlos Nuñez, Susana Seivane, Hevia, Llan de cubel, Tejedor
Кельтская музыка в России
Одним из первых исполнителей, чьи музыкальный стиль и аранжировки были близки к кельтской музыке, часто называют Бориса Гребенщикова и группу «Аквариум». Сам он неоднократно называл среди своих любимых шотландскую группу Silly Wizard. Таким образом, первой публикой, которая начала воспринимать кельтскую музыку, были по большей части хиппи из окружения «Аквариума». Однако более широкую известность кельтская музыка получила в среде исторических реконструкторов. Большинство клубов нашей страны занималось и занимается реконструкцией периода викингов. Их культура исторически была тесно связана как с Россией, так и с Ирландией. Для многих реконструкторов-историков ирландская музыка заняла место скандинавской, поскольку всегда была более доступна. Почувствовав интерес молодежи, кельтскую музыку стали активно разрабатывать ведущие радиопрограмм. Программы, напрямую затрагивавшие кельтскую музыку выходили в период 1992—1996 годов на радио «Эхо Москвы», «Юность», «VOX». Особенно надо отметить цикл программ Celtic time и «Музыка и Эпос» на радио «Ракурс» в 1994—1996.
С середины 1990-х стали появляться российские исполнители кельтской музыки: «Team Ocean» с альбомом «Celts» 1995 года, «Puck and Piper» и другие. В 1996 году была создана организация «Русское Кельтское Общество».
Интерес к кельтской музыке в России неклонно растёт, а популярность её, по заявлению источника, кроется в ментальном сходстве русского и кельтского народов. Появляются новые группы, организуются фестивали, наподобие Moscow Fleadh, Самайн, Белтайн, день святого Патрика или Волынщик (Санкт-Петербург). В кельтской музыке в России можно выделить три основных направления:
1. традиционная кельтская музыка, яркие представители — группы «Воинство Сидов» (Slua Si), Rún, Spiritual Seasons, Anima Helicus, Clann Lir. 2. кельтская музыка на основе современных обработок, яркие представители — «Жители Холмов» (Si Mhor), Telenn Gwad, Welladay, «Нок-На-Рей», Ann'Sannat, Art Ceilidh, Mervent, The Moonlit Valley, Puck & Piper. 3. кельтская музыка не является основной, музыканты часто лишь используют некоторые элементы кельтской музыки совместно с русскими, скандинавскими и другими народными мелодиями, некоторые представители — «Мельница», «Белая Сова» (White Owl), «Дар», The Dartz, Хелависа.
Влияние кельтской музыки
Элементы кельтской музыки активно внедряются в самые разные виды современной музыки. Спектр музыкальных жанров содержащих кельтские мотивы принято обозначать термином «Celtic Fusion». Одним из старейших жанров, вбирающих в себя шотландские, ирландские, английские и африканские традиции, является Американская народная музыка (называют её по-разному, «roots music», «old-time music»). Жанр возник на юге Америки в начале колониального периода и оказал огромное влияние на все формы американской музыки, включая кантри, блюз и рок-н-ролл.
В 1960-х, такие группы как Fairport Convention, Pentangle, Steeleye Span и Horslips, создали уникальную смесь кельтского фолка и рока. Начиная с 1982 года, когда The Pogues изобрели кельтский панк, наблюдается начало внедрения кельтской музыки в другие музыкальные жанры. На сегодняшний день существует большое разнообразие музыкальных жанров подходящих под определение «Celtic Fusion».
Кельтский рок
Рождённый еще в 1960-х, этот жанр всё еще продолжает своё существование. Современные исполнители, такие как Alan Stivell, Gaelic Storm, Sinéad O'Connor, Peatbog Faeries, Lenahan, Lordryk, Croft No. 5, Enter the Haggis, The Dreaming, Shooglenifty, Spirit of the West, Homeland, Ashley MacIsaac, Mudmen и Great Big Sea доказывают жизнеспособность жанра.
Кельтский панк
Кельтский панк был изобретён группой The Pogues в начале 1980-х и сразу же завоевал популярность после выхода их первого альбома в 1985 году. Среди исполнителей кельтского панка можно отметить Flogging Molly, Dropkick Murphys,The Real Mckenzies, Smiting Shillelagh, Flatfoot 56, The Vandon Arms, Neck, The Molly Maguires, Mutiny и Black 47 (их музыка содержит также элементы хип-хопа).
Кельтский хип-хоп
Первой хип-хоп группой с элементами кельтской традиционной музыки, получившей широкую известность, была House of Pain из Лос-Анджелеса. Ирландско-ямайская группа Marxman, на дебютном альбоме которой можно услышать кельтский хип-хоп, с последующими альбомами ушла в сторону электронного и блюзового звучания, которое позже стало основой для возникновения трип-хопа. Музыканты французской группы Manau, образованной в 1998 году, использовали часть композиции «Tri Martolod» Алана Стивелла, за что последний предъявил им судебный иск за нарушение авторских прав. Группа Seanchai and The Unity Squad, возглавляемая Chris Byrne, выпустила альбом «Rebel Hip Hop» (1998), отмеченный использованием живых инструментов вместо семплов, однако успех ей в дальнейшем не сопутствовал. Реппер Emcee Lynx исполнял кельтский хип-хоп, а в 2005 году сформировал группу Beltaine's Fire, переключившись на смесь хип-хопа, фанка, рока и кельтской музыки.
Иногда термин «кельтский хип-хоп» используют для описания исполнителей, идентифицирующих себя кельтами, и не всегда исполняющих кельтскую музыку.
Кельтская электроника
Кельтская электроника — это сплав кельтской музыки с современной электронной музыкой. Martyn Bennett, Lorne Cousin и Mark Saul исполняют кельтскую электронику, как правило в пользу традиционных инструментов. Другие, как Dagda, воздерживается от традиционных инструментов и исполняют традиционные мелодии на синтезаторах.
Кельтский нью-эйдж
Кельтский нью-эйдж можно считать разновидностью кельтской электроники, поскольку это тоже сплав кельтской музыки с электронной музыкой, однако в более мягком варианте. Кельтский нью-эйдж исполняют Enya, Afro Celt Sound System и Gary Stadler. Музыка Enya — одна из самых продаваемых в мире.
Кельтский метал
Творчество таких групп, как Skyclad, Cruachan и Primordial способствовало зарождению нового жанра, — кельтского метала.
Кантеле — карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала». Удивительный инструмент – кантеле. Древний. Загадочный. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мирозданья… С незапамятных времен кантеле играло такую большую роль в жизни людей, что его значение выходит далеко за рамки понятия музыкального инструмента.
Кантеле – это скорее символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот. Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карелов, вепсов, финнов и жителей Ингерманландии. Это самобытный инструмент с многовековой историей, притягивающий и чарующий своей волшебной лиричностью и неповторимым нежным тембром. В его звонко-серебристом звучании генетически заложена глубоко содержательная образная сфера. Кантеле – это не только уникальный музыкальный инструмент, это, прежде всего, особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями коренных народов нашего края.
По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса кантеле относится к классу хордофонов, группе дощечных цитр со струнами, расположенными параллельно корпусу, с резонаторным ящиком. Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото.
У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. По давней традиции, само происхождение музыкального инструмента кантеле связывается с именем старца-волшебника Вяйнямёйнена, легендарного прародителя карельского и финского народов, одного из главных героев знаменитого эпоса «Калевала». В национальной эпической поэме в необычайно поэтичной форме рассказана история изготовления кантеле и рождения приемов игры. Главная особенность кантеле, отмечаемая многими исследователями фольклора, – его древнее ритуальное назначение. Пользоваться инструментом мог только наделенный в роду статусом ведуна старейшина, хранитель высшей духовной мудрости. Потому и служил такой музыкальный инструмент для передачи в песенной форме накопленной поколениями предков философии бытия. Игра на кантеле была своего рода священнодействием. Всякий раз, как отмечается в «Калевале», собиравшиеся слушать мудреца Вяйнямёйнена люди, звери, птицы и рыбы очаровывались волшебными звуками музыки.
Долгое время кантеле оставался инструментом с диатоническим строем, способным воспроизводить лишь определенный круг наигрышей. Для того чтобы «короб многострунный» зазвучал во всей своей силе и красоте и стал полноправным концертным инструментом, нужен был человек с богатым личностно-творческим потенциалом, художник-творец прогрессивного мышления. Таким человеком стал Виктор Пантелеймонович Гудков (1899-1942) – поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист, проявлявший глубокий интерес к искусству и традициям народов северного края. С его именем связана целая веха в развитии и реконструкции инструмента кантеле. Подхватив идею В.В.Андреева – возродить древнерусские народные инструменты (балалайка, домра, гусли), Гудков переосмысляет подход к традиционному народному инструментарию. Он восстанавливает карельские народные инструменты (кантеле, вирсиканнель, йоухикко, пастушьи рожки и др.) и разрабатывает проект усовершенствования инструмента кантеле и организации кантеле-оркестра.
Благодаря активной творческой деятельности В.П.Гудкова, а также благоприятным условиям в области развития культуры в Карелии появился уникальный по своей значимости коллектив, который в 1936 г. был преобразован в Государственный национальный ансамбль песни и пляски «Кантеле». В.П.Гудков изучил кантеле в совершенстве; с любовью и терпением он обучал исполнительскому искусству деревенских девушек и парней, прививая им любовь к народным традициям. Благодаря В.Гудкову в наши дни этот инструмент уже является не только народным – он становится в полной мере профессионально-академическим.
К инструменту кантеле как объекту исследования ученые обращались с начала XIX века. Это Э.Леннрот, А.Вяйсянен, Т.Лейсиё, А.Черепахина, И.Семакова. По предположению Д.Бубриха, само слово «кантеле» заимствовано из древнебалтийских языков. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов «канси» – крышка, «канта» – носить или «канто» – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – «kanteleh», «kantelevo», «kandalla». Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена. Как предполагает А.О.Вяйсянен, один из дошедших до нас инструмент – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см. Вяйсянен так описывает инструмент: «Кантеле – инструмент с повсеместно распространенным прямосторонним резонатором, вытянутым в направлении расположенных на его верхней деке струн, которые и определяют размеры инструмента».
Согласно А.Вяйсянену, народные кантеле в деревнях южной и северной Карелии имели, как наиболее распространенное, число струн от 5 до 24. Первые инструменты были цельнодолблеными. Строй пятиструнного кантеле – диатонический пентахорд со звукорядом g1 – a1 – h1 (b) – c2 – d2. В зависимости от третьей струны настройка мажорная либо минорная. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. По сведениям Т.Лейсиё, деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями. Позже кантеле стали изготавливать путем склеивания корпуса из досок ольхи, ели, сосны, березы. Корпус обычно выделывался из березы, дека – из ели. В узкой стороне корпуса имеются «щечки», между которыми вставляется деревянный или металлический струнодержатель. На широкой стороне располагаются деревянные вращающиеся колки, позже они были заменены на металлические. Аутентичные кантеле имели пять жильных струн, кантеле позднейших типов – металлические. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению. В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что «…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».