"Gothic
Rock" (gothic) - обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый
комплекс художественных направлений, составляющих - вместе, разумеется,
со своими носителями - так называемую "готическую субкультуру".
Название происходит от термина, означающего художественный стиль,
главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Впервые термин
gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для
характеристики произведений King Crimson и Van Der Graaf Generator).
Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних
этапах становления "Gothic Rockи") в большей степени повлияла не музыка
средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо
сильнее), а, скорее, "готический" ("черный") роман эпохи романтизма со
всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара.
Как
стиль Gothic Industrial появился с легкой руки музыкальныз критиков для
описания творчества американских групп Sunshine Blind и Collide в
1995-1996 гг. С моей точки зрения, родоначальниками стиля являются
Curve с альбомами "Fait Accompli", "Cockoo", etc, так как они были
первыми, кому удалось успешно сочетать агрессию cold/dark электроники и
тяжелые "индустриальные" гитары с "ангельским" женским вокалом. В связи
с тем, что у всех перечисленных групп вокал женский, сформировалось
клише, что готик-индастриал - это индастриал с женским вокалом. В
принципе, это так, но нужно учесть, что в музыка группа должна нести
еще и соответсвующую атмосферу. Классической работой в жанре
готик-индастриал можно считать альбом "Liqud" (1996) группы Sunshine
Blind. Группой, которая сама позиционирет себя как Gothic Industrial и
хорошо раскручивающей стиль, являются известные немецкие музыкальные
инноваторы Das Ich.
Своим
рождением апокалиптический фолк обязан трем группам - трем столпам, на
которых он и держался первое время: Death In June, Current 93, Sol
Invictus. Так как дарк-фолк - музыка достаточно харизматичная, для
дальнейшего рассказа необходимо обозначить лидеров этих групп (в
порядке упоминания в данном тексте) Даглас Пирс, Дэвид Тибет и Тони
Уэйкфорд. Даглас и Тони вместе начинали Death In June, и уже на втором
альбоме присутствует песня "Death Of The West", которая стала не только
практически самой первой апокалиптик - фолковой песней вообще, но и
сформировала определенную идеологию рассматриваемого музыкального
направления.
Glam
Rock (от английского слова "glamorous", то есть, "сверкающий,
посыпанный блестками") в начале 70-х годов стал своего рода
противовесом психоделии и музыке хиппи, в чем-то почти смыкаясь с
хард-роком. Иначе этот стиль называют глиттер-роком (по имени одного из
его пионеров Гэри Глиттера или помп-роком (сокращенно от "помпезный").
Для этого направления характерны упрощенная мелодика композиций с
акцентом на клавишные и гитару, выраженный рефрен, эффектные, часто
примитивные аранжировки и экзальтированное исполнение. Среди ведущих
представителей Glam Rockа можно назвать Дэвида Боуи (периода середины
70-х годов), Марка Болана и его группу T.Rex, Sweet и американцев New
York Dolls и ранних Элиса Купера и Kiss.
В
то время как чикагские ди-джеи экспериментировали с драм-машиной
нью-йоркские ди-джеи в стенах клуба Paradise Garage под руководством
Larry Levan родили другое, не уступающее в популярности на танцполе
хаусу направление - Garage /Garage/ (по названию клуба). Большой вклад
в дело строительства Garageа внесли также музыканты из Нью-Джерси. На
дворе стояла середина восьмидесятых. Что такое Garage - это прежде
всего вокал в духе соул, а затем бит. Garage - это глубокая клубная
музыка с корнями в ритм-н-блюзе. Послушайте примадонну британского
отделения Garageа - Ultra Nate и вы почувствуете что такое Garage.
На сегодняшний день в электромузыкальном
мире произошли огромные изменения, если за точку отсчета брать конец
восьмидесятых - начало девяностых, когда клубная культура еще только
ассимилировалась в Европе. Теперь уху и ногам молодежи уже достаточно
привычен джангл, хэппи-хардкор считается попсой, а handbag House имеет
огромное количество своих поклонников. Только голландский Gabberhouse
почему-то остался проигнорированным на пострэйвовых музыкальных
просторах.
Future
Pop - одно из самых свежих направлений электронной музыки, новая
генерация альтернативной электроники. К середине 90-х годов
популярность Synth-pop, Industrial и EBM (Electronic Body Music)
заметно ослабла: имевшие большой успех в 80-х годах, эти направления
стали изживать себя, а термин "электронная музыка" стал ассоциироваться
с клубными танцевальными направлениями. Тогда, на стыке веков, и возник
Future Pop - как новый виток эволюции альтернативной электронной сцены.
И, несмотря на молодость стиля, представители Future Pop занимают
сейчас ведущие места в европейских альтернативных чартах.
Фактически
Fusion (от английского "сплавление", "слияние") - это слияние двух или
более музыкальных стилей (например, английский Арт-рок, в котором
"сплавлены" элементы классической музыки и рок-аранжировки
инструментальных партий). Однако, большинство групп, которых
классифицируют как исполнителей Fusion, играют синтез джаза и рока,
основоположником которого является джазовый трубач Майлз Дэвис: он был
первым, кто в середине 60-х стал использовать электроинструменты и
ритмы рока в длинных джазовых импровизациях.
Если
предельно сузить понятие, то Funk - это негритянская танцевальная
музыка с выделенными ударными, полиритмическая, для которой характерны
минимальная мелодичность и активное синкопирование. Традиции Funkа
восходят к несложным композициям Джеймса Брауна начала 60-х,
прослеживается в музыке таких групп, как Booker T. And MG's, Sly And
The Family Stone, Ohio Players, Parliament и многих других. Funk с
более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля диско.
Это
направление часто развивалось совместно с такими современными стилями,
как Electro и House. Freestyle зародился в двух латино-американских
столицах New York City и Miami в начале 80-х годов. Такая классика
Freestyle, как "I Wonder If I Take You Home" от Lisa Lisa & Cult
Jam, "Let the Music Play" от Shannon и "Party Your Body" от Stevie B
была выполнена на базе угловатых синтезаторных битов, похожих на
Electro и ранний House, однако, также использовались романтические
темы, отраженные в классическом R&B и Disco. Смешение механической
музыки и чувственных текстов стало залогом успеха, поэтому хиты в
исполнении Shannon и Lisa Lisa занимали верхние строчки Top 40 в
1984-85 гг.
Это
музыкальное направление оформилось в конце 50-х - начале 60-х годов,
когда ритмические приемы, получившие распространение в поп-музыке,
стали использовать для аранжировки народных мелодий. Одним из первых
известных исполнителей Folk rockа стал американский певец и композитор
Боб Дилан. Наивысшая популярность Folk rockа пришлась на середину 60-х,
когда на эстраде появились такие авторы и исполнители, как Ричи
Хейвенс, Йони Митчел, Мелани, а также самые разные группы,
использовавшие в своих композициях элементы народной музыки.
В
отличие от техники игры на гитаре, стиль Flamenco - применительно к
рок-музыке - подразумевает некий синтез классического фьюжн с латинским
роком, в результате которого рождается "прозрачная" музыка с
характерной испанской тембральной окраской. Ярчайшие примеры: Эл
ДиМеола и поздний Джон Маклафлин.
Область
электронной танцевальной музыки имеет безграничные возможности для
экспериментирования, Experimental Techno тоже имеет большое
разнообразие стилей. От disc-error clicks и scratches (различного рода
бытовые и технические звуки объединненые каким-либо ритмом) Европейских
экспериментаторов Oval и Panasonic до off-kilter effects (большое
насыщение эффектами вплоть до того, что вся композиция строится
исключительно из одних эффектов, но с прямым ритмом) Cristian Vogel,
Neil Landstrumm и Si Begg. Experimental Techno может также включать в
себя soundscape террористов как например, Twisted Science, Nonplace
Urban Field и Atom Heart; Digital-age punks подобно Alec Empire и
бывших Industrial приверженцев в новом обличии, как например, Scorn,
Download или Techno Animal. Любого исполнителя, желающего занять место
в танцевальной электронике, никто и никогда не сможет охарактеризовать
как эксперименталиста. Танцевальная электроника ни каким образом не
сочетается с Experimental Techno.
Как
следует из названия, данный стиль является диаметрально противоположным
"стандартной" музыке с ее структурой "запев-привев". Так как вся суть
заключается в новаторстве и отходе от стереотипов, в Experimental Rock
не существует никаких твердых правил, но его отличительными свойствами
все же являются импровизационность, влияния авангарда, странноватые
аранжировки, туманные тексты (если они вообще присутствуют),
непривычные композиционные построения и ритмы, а также подчеркнутое
отвержение коммерческих перспектив.
Смешение
Experimental Techno и Drum'n'Bass Breakbeats. Еxperimental Jungle - это
стиль определенно не предназначенный для танцпола. В основном музыканты
в стиле Experimental Jungle склоняются либо к авангарду (Avant-garde)
(Twisted Science, T.Power, Richard Thomas), либо к Indie Rock (Third
Eye Foundation, Designer). Hекотоpые композиции сложно на все 100%
отнести к какому-либо стилю, и тогда их пpичисляют к категоpии
Experimental Jungle, или пpосто Jungle.