Для
неискушенного слушателя вся музыка Rap и Hip-Hop может показаться
одинаковой. Но существует целый ряд уровней даже в самой простой Rap
композиции. В своей основе Hip-Hop - это постмодернистский музыкальный
жанр, который сметает знакомые звуки и тексты, показывая в совершенно
новом свете непредсказуемые композиции. Ранние Rap записи, традиционно
называемые "old school" ("старая школа"), были выполнены с помощью
записи DJs Scratching, зацикленных барабанов плюс начитывание Rap
поверх получившегося ритма. По мере развития этого жанра, первая
Hardcore Rap команда Run-D.M.C включила в его исполнение Hard-Rock
гитары и сумасшедший бит, а техника scratch была заменена сэмплами.
Rave
- это скорее событие, чем музыкальный жанр. Raveами назывались
вечеринки андеграунда, обычно проходящие под "кислоту", Hardcore и
большие дозы легкого наркотика (в основном экстази). Музыка,
предлагаемая на Raveах, в большинстве имела галлюциногенные свойства,
еще до того, как наркотики стали основным составляющим этого "праздника
жизни". DJ, играющие на Raveах, создавали музыку из Techno и House
синглов. Вскоре именно они (ди-джеи), а не записывающие музыканты,
стали самыми узнаваемыми и известными людьми в этой среде. Raveы
оставались, главным образом, английским феноменом с конца 80-х до
начала 90-х гг. Такие сборища проводились в помещениях большой площади,
часто на заброшенных складах и под открытым небом.
Музыка
реггей родилась на Ямайке в начале 60-х годов, ее истоки-притоки
многочисленны: Ska, Rock-Steady, calypso (музыка Тринидад и Тобаго),
Zouk (музыка Антильских островов), Soul и, конечно же Джаз. В середине
нашего века карибские музыкальные стили Ska и calypso стали модными в
среде британских колонистов на Ямайке, распространились по всему Новому
Свету и стали популярны среди европейцев. На Ямайке в это время
происходили бурные социально-политические события, и пришло время
музыке отразить социальный контекст. Чернокожим ямайкцам нужно было
такое звучание, которое бы передавало исключительно их настроение и
отношение к происходящему в их жизни. Новая музыка прозвучала с
"безработной улицы". Это было замедленное сочетание Ska и Rock-Steady c
усиленной басовой линией. Центрами общения молодежи обоих полов была
"дискотека" - Dance hall или dances и всякого рода "напряги" в
многолюдной городской туссовке люмпенов постоянно имели место на
"танцах" .
Выражение
"Rhytm'n'Blues" появилось в начале 40-х годов, и служило для описания
черной американской поп-музыки, представлявшей собой своего рода
ритмически акцентированного "развлекательного, несерьезного" блюза. В
те годы словосочетание "Rhytm'n'Blues" просто заменило неблагозвучный
термин "расовая музыка", как с начала ХХ века белые американцы называли
вариации черного блюза. Во второй половине 50-х годов Rhytm'n'Blues
подвергся дальнейшему "дроблению" на соул, фанк и позже - диско.
Эта
музыка призвана передать дух древних ритуалов поклонений языческим
богам. В композициях часто используются разнообразные сложные
перкуссии, иногда сменяемые эмбиентными ландшафтами или этническими
песнопениями. Однако, музыка может состоять и из звуков промышленного
или электронного происхождения — музыканты распознают ритуальный дух и
в современных технологиях. Часто композиции умышленно делают
монотонными и продолжительными (от 10 до 30 минут и больше) для
создания гипнотизирующего эффекта.
Rock
- это прежде всего образная характеристика музыки, что же касается
музыковедческого определения, то ближе всего к действительности будет,
наверное, следующее: Rock - это музыкальное произведение, в котором
присутствует бит, а также 1-я и 3-я битовые доли. Можно добавить, что
как правило инструментарий Rockа - электрический, но это необязательное
условие: Rock может быть и акустическим, и синтезированными даже чисто
вокальным, все определяют уже упоминавшиеся битовые доли. Если же
говорить человеческим языком, то Rock - это прежде всего внутренний
протест художника против какого-то одного, нескольких или всех сразу
компонентов бытия. Часто это может быть некий внутренний конфликт или
даже протест против самого себя, выражающийся в виде музыкального,
литературного, кинематографического и иного творчества.
Терминологически,
с середины 70-х годов слово "Rock n Roll", практически, подменяет
понятие "рок" и включает в себя почти весь спектр музыкальных стилей,
от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриэл и модерна,
исключая разве что рэйв и рэп. Характеризуемый самостоятельной
выраженной ритмической фигурой, Rock n Roll представляет собой эволюцию
черного ритм-энд-блюза, "адаптированного" под белую аудиторию и
исполняемого белыми музыкантами (во времена архаичного блюза, то есть в
20-30-е годы - у черных музыкантов слово "Rock n Roll" служило
эвфемизмом полового акта, поэтому авторство кливлендского диск-жокея
Алана Фрида, в начале 50-х годов якобы первым произнесшего "Rock n
Roll", представляется по меньшей мере спорным).
Rockabilly
- это та музыка, из которой Элвис Пресли создал рок-н-ролл, то есть
ритмический гибрид кантри (иначе называемого "хиллбилли) и блюза. Таким
образом, американские музыковеды склонны считать прародителем
Rockabilly Сэма Филлипса и его студию Sun в Мемфиссе, где записывались
Элвис и другие пионеры рок-н-ролла. Считается, что непременным
атрибутом Rockabilly являются акустические гитары и контрабас, в
отличие от электрических, которые задействованы в рок-н-ролле и
ритм-энд-блюзе, а также весьма узкий диапазон в верхнем регистре
вокала, где вынуждены совершать свои пируэты певцы.
Феномен
японской поп-музыки с таким названием вышел из суперфешенебельного
района в западном Токио Shibuya, где расположены одни из самых лучших
музыкальных магазинов в мире. Имя района было затем дано ряду японских
поп-музыкантов, появившимся из этой потребительской культуры, при этом
впитавших в себя продукцию западной поп-музыки. В работах передового
коллектива этого направления Pizzicato 5 заметны самые различные
влияния, от Lounge-pop Burt Bacharach до хип-хоповой культуры больших
городов. В своем чистом виде shibuya-key представляет собой образец
классической западной поп-музыки, отраженной в зеркале современного
восточного общества и сочетающей все это в конечном продукте.
В
композициях этого направления обязательно присутствуют красивые и
добрые мелодии, зачастую очень простых. но как правило необычных.
Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым
неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. Причем мелодия
может нести как амбиентнyю нагрузку как y Autechre, так и танцевальную
как y Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм
построенный на сбивках и бpейках. Удаpные звyки могyт быть довольно
стандаpтными как y Orbital, а могyт быть и совсем не стандаpтными как y
Aphex Twin. Возможно использование немного пеpегpyженных и немного
гpязных yдаpных звyков. За вpемя композиции pитм может несколько pаз
тpасфоpмиpоваться, замолкать или наобоpот пpеобладать над мелодией.